издается с 1879Купить журнал

Как создавался фильм Михаила Ромма "Девять дней одного года"

05 марта 2022

Шестьдесят лет назад в прокат вышел фильм Михаила Ромма "Девять дней одного года". Вместе с "РГ" вспоминаем, как создавалась знаменитая кинолента и какой была реакция зрителей.

"Я иду в неизвестное" - "365 дней" - и, наконец, "Девять дней одного года" - название для своего первого после пятилетнего перерыва фильма режиссер Михаил Ромм выбирал долго. Сомнений было много: станет ли кто-то смотреть фильм о работе физиков-ядерщиков, в котором помимо всего прочего главная роль отдана не развитию сюжета, а развитию мысли. Об этом Ромма спрашивали еще на стадии вычитки сценария - по мнению руководителей киностудии "Мосфильм", фильм должен был провалиться в прокате. Но съемка все равно была разрешена - правда, исключительно благодаря тому, что режиссер был не новичком, став на тот момент лауреатом уже пяти Сталинских премий и создав такие известные картины, как "Пышка", "Ленин в Октябре" и "Адмирал Ушаков".

А вот у одного из исполнителей главных ролей, Иннокентия Смоктуновского, не только авторитета, но и особого опыта работы в кино на момент съемок фильма не было. Смоктуновский был только начинающим актером, когда Ромм предложил ему роль физика Ильи Куликова. Изначально режиссер видел Куликова в исполнении тогда уже очень известного Юрия Яковлева, но не сложилось: незадолго до начала съемочного процесса актер попал в автомобильную аварию и из-за полученного сотрясения мозга и нескольких переломов играть не смог. Кандидатура Алексея Баталова на роль физика-практика Дмитрия Гусева была предложена сценаристом фильма Даниилом Храбровицким. Сам же Ромм, однако, изначально вместо Баталова хотел пригласить Олега Ефремова, но позже согласился с мнением Храбровицкого. Впоследствии Ромм писал о Баталове: "Он отнесся к роли необыкновенно глубоко и с огромной честностью. Он принес ощущение гибельности, смерти слишком сильное, в то время как я все время думал, что ему ни в коем случае не нужно играть смерть".

На съемках для Баталова даже были созданы специальные условия. Дело в том, что актер страдал от болезни глаз и для него невозможным было находиться в помещениях с ярким освещением, каким всегда является съемочный павильон. Чтобы обеспечить исполнителю роли Гусева комфортные условия, Ромму пришлось использовать особую пленку, обладающую высокой светочувствительностью, чтобы можно было понизить степень освещенности съемочного павильона. Достать эту редкую пленку в то время было практически невозможно, что создавало особые сложности, к тому же режиссер поначалу не верил в то, что все эти усилия оправдают себя. Но успех фильма был ошеломительным: "Девять дней одного года" стал абсолютным лидером кинопроката в 1962 году, тогда его посмотрели 24 миллиона жителей СССР. Для Ромма фильм стал триумфальным возвращением в профессию после пятилетнего перерыва, для Иннокентия Смоктуновского и исполнительницы роли жены Гусева Лели Татьяны Лавровой - отличным стартом карьеры, в героя Алексея Баталова снова влюбился советский зритель, а актер был удостоен Государственной премии РСФСР.

Фильм, получивший "Хрустальный глобус" на Международном кинофестивале в Карловых Варах, сняли всего за полгода. Сценарий к нему писали дольше - два года. При этом постоянно консультировались с настоящими физиками - Львом Ландау, Петром Капицей. Научным консультантом "Девяти дней одного года" был лауреат Нобелевской премии по физике 1958 года Игорь Тамм. Благодаря ему фильм вообще и появился. Фильм, частично основанный на реальной истории молодого физика-ядерщика, погибшего во имя науки. Как и герой Баталова, этот молодой ученый получил дозу радиации во время проведения опытов и впоследствии скончался от лучевой болезни. Его историю сценаристу Храбровицкому рассказал во время одной из встреч Игорь Тамм, который лично знал погибшего.

Так трагическая история превратилась в киноленту, которую критики называют исключительно "интеллектуальным фильмом". Картина-размышление о том, какую роль наука может играть в судьбе одного конкретного человека и человечества в целом; о том, что стоит эта одна человеческая жизнь и как всего девять дней одного года могут изменить все.