Максимов: Опера "Робинзон Крузо" - история для отдохновения сердца и души

А жизнь между тем шла. В сущности, она это делала потому, что у нее не было выхода. Ей что остается, жизни? Либо идти, либо падать, замерев навсегда. Вот она и идет, эта самая жизнь.

Ей трудно бывает, жизни. И хочется, чтобы ей помогали. Чтоб не только кричали, спорили, орали, но и улыбались. Именно ей, жизни, чтобы улыбались, хотя иногда. Да, это трудно. Но необходимо.

И вот добрела жизнь до Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. А там... не может быть! - комическая опера Жака Оффенбаха "Робинзон Крузо". Жак Оффенбах - синоним радости, восторга, легкости. На сцене вдруг возникает море. Оно меняется - то гневаясь, то ласкаясь: живет. И корабль, на котором отправляется в путешествие Робинзон, вдруг как будто начинает плыть, хотя никакого корабля и нет. Удивительная, я бы сказал, волшебная декорация Владимира Арефьева. Что такое море для нас? Передышка, отдых. Пусть ненадолго, но необходимый.

Если ты хочешь найти в жизни что-то настоящее - отправляйся в путешествие. В смысле - в непривычные для себя обстоятельства

Опера Оффенбаха "Робинзон Крузо", мягко говоря, не совсем про то, про что знаменитый роман. Наверное, можно считать, что она про то, что если ты хочешь найти в жизни что-то настоящее - отправляйся в путешествие. Не в смысле непременно в другие страны. А в смысле - в непривычные для себя обстоятельства.

Мысль хорошая, но незамысловатая. Постановщик спектакля Александр Титель сделал спектакль... про веселье и иронию. Может быть, главное достоинство этой комической оперы в том, что она не грузит зрителя никакими философиями. Титель поставил, что называется, легкий спектакль. Азартный.

Как! В наше время легкий спектакль! - слышу такие крики. И знаете, крики, что я вам скажу? Совершенно по иному поводу мой отец, поэт Марк Максимов, прошедший всю Великую Отечественную, написал о своих однополчанах: "Они за то на подвиг шли, чтоб видеть// Незамутненный свет в глазах живых.// Так вы не бойтесь же их радостью обидеть, // А бойтесь горем потревожить их". Сказано, повторю, совсем по иному поводу. Но строки эти я помню. Я на них вырос.

Да! Именно сегодня, сейчас веселый, искрометный спектакль поставил художественный руководитель оперы Александр Титель. Чтобы это сделать, он взял чудесное легкое произведение великого Оффенбаха, а музыкальный руководитель постановки Ариф Дадашев сделал так, чтобы оно хорошо прозвучало.

Потом пригласил для написания текста Алексея Иващенко. И это более чем стопроцентное попадание, если такое возможно. Иващенко сумел, с одной стороны, написать очень легкий, ритмичный текст (неслучайно в программке Иващенко называется "автор эквиритмичного текста на русском языке". Смысл не совсем понятен, но звучит красиво). А с другой, текст Иващенко - хорошие, ироничные стихи. Для тех, кто помнит, они перекликаются с его работой в знаменитом дуэте "Иваси". Текст не раздражает, а радует, что столь же важно, сколь и редко для такого рода спектаклей.

Хорошая история для отдохновения сердца и души. Нужная. Именно сейчас. ...А жизнь между тем идет

А вот дальше Титель сделал совсем невероятное: он научил актеров оперы играть драматургически достоверно. Понимаете, да? Зритель имеет возможность не только восхищаться прекрасными голосами, но и следить за переживаниями героев, смеяться не над их игрой (как, увы, бывает в оперном театре), а над их героями и ситуациями, в которые они попадают.

Блестящий, конечно, сам Робинзон (Кирилл Золочевский). Абсолютно живой, наивный, притягательный человек. Никогда не сдающийся, со смехом (как и положено в комической опере) выходящий из самых сложных ситуаций.

Не первый раз вижу на сцене Наталью Петрожицкую (Сюзанна). Обладательница поразительной красоты и мощи голоса, при этом абсолютно легкая и убедительная актриса.

Пятницу играет женщина. Тут же вспоминаешь знаменитый фильм "Сеньор Робинзон" и начинаешь ждать бог знает чего. Напрасно. Пятница - парень. Мужская ревность мучит его, когда он влюбляется в невесту Робинзона Ядвигу (блестящая работа Лилии Гайсиной). Но играет женщина. Какие-то, видимо, оперные заморочки, мне не совсем понятные.

Но зато для меня очевидно, что Екатерина Лукаш замечательно играет гомерически смешное, очень живое и милое... скажем так, существо, каждое появление которого встречают улыбки и аплодисменты. Лукаш играет туземца, который познает мир. Иногда в поведении Пятницы вдруг появляется что-то животное, а иногда - поразительно наивное, человеческое.

А есть еще возлюбленный Сюзанны Тоби (Станислав Ли), англичанин, который превратился в повара, попав в племя каннибалов (Дмитрий Кондратков), родители Крузо (Роман Улыбин и Наталья Владимирская). Все не только поют арии, но играют людей. Понимаете? Кто сказал, что слова Станиславского про живую жизнь человеческого духа не относятся к оперному спектаклю? Относятся. Если в нем есть и живая жизнь, и человеческий дух. А еще есть забавные пираты, оставляющие свои ружья где ни попадя. И смешные туземцы. И - путешествие. И - любовь, разумеется. И море - вот это самое море, которое, кажется, еще мгновенье, и прольется в зал.Если уж совсем коротко говорить: это такой веселый гимн жизни. По сути, сказка. Хотя и с любовью, и даже с угрозой быть съеденным. Почему сказка? Потому что - как в песне - "нелепо, смешно, безрассудно, волшебно". Хотя - и с толком, и впрок, и впопад.

Хорошая история для отдохновения сердца и души. Нужная. Именно сейчас.

...А жизнь между тем идет. Непростая, подчас трагическая. И требующая отдохновения. Чтобы продолжаться.