издается с 1879Купить журнал

Историю заменят новоделом?

Чем грозит архитектурным памятникам новый законопроект

20 марта 2022

Если будет принят новый закон, уничтожение исторической застройки, либо ее замена на новодельную, лишь ускорится.

Менее чем за сто лет местность Зарядье у стен Кремля кардинально перестраивали трижды, что стало настоящей исторической катастрофой.

Менее чем за сто лет местность Зарядье у стен Кремля кардинально перестраивали трижды, что стало настоящей исторической катастрофой.

Несколько дней назад на государственном портале проектов нормативных актов закончилось публичное обсуждение проекта Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Главное изменение, которое хотят внести в законодательство - отмена государственной историко-культурной экспертизы при получении разрешения на строительство и на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

Принятие этих изменений, как отмечают эксперты, обернется катастрофой для объектов культурного наследия России. Большинство из них находится в плохом состоянии. Сейчас изменения в законодательство пытаются внести, пользуясь моментом. Законопроект, предусматривающий отказ от государственной историко-культурной экспертизы, предложен в качестве мер противодействия санкционному давлению.

Корреспондент "Родины" поговорил с Константином Михайловым, членом Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, писателем, краеведом.

То есть памятники архитектуры в случае принятия этих изменений сносить будет проще, чем сейчас?

Константин Михайлов: Не прямо сносить, но делается это все для облегчения участи собственников и заказчиков различных работ. Они хотят избавиться, как им кажется, от излишнего контроля и пытаются выдать историко-культурную экспертизу за один из административных барьеров, который нужно отменить.

К чему это приведет?

Константин Михайлов: К утратам значительного количества памятников, замене их новоделами, утрате художественных особенностей, благодаря которым памятники и становятся объектами культурного наследия. Таково общее мнение и градозащитников, и экспертов, и государственных органов культурного наследия. У нас на сайте "Хранители наследия" есть мнения на этот счет, например, Вологодского областного комитета по охране памятников.

Тема с возможной отменой историко-культурной экспертизы возникла ведь не сейчас?

Константин Михайлов: Этот вопрос был поднят мной еще на заседании Совета при Президенте по правам человека в декабре прошлого года. И Президент сказал об опасности подобных проектов, что не нужно делать такого с исторической экспертизой, которой должны заниматься специалисты. Поэтому законопроект разработан вопреки прямому публичному указанию Президента страны.

Почему так происходит?

Константин Михайлов: Думаю, строительное лобби пользуется тем, что глава государства занят сейчас иными вопросами и пытается у него за спиной протащить этот законопроект. Мы и дальше будем привлекать к этой ситуации внимание. Надеемся при обсуждении этого проекта в правительстве и в Госдуме не допустить отмены историко-культурной экспертизы. Потому что это приведет и к разрушению памятников, и, что немаловажно, нейтрализации всей государственной системы охраны наследия.

Что именно может измениться?

Константин Михайлов: Сейчас государственные органы охраны памятников по закону имеют право не согласиться с выводами историко-культурной экспертизы в случае обнаружения опасных для памятников проектов и не согласовывать их. Применительно к общестроительной экспертизе таких законных положений нет. То есть если госорганам станут предъявлять проекты, прошедшие простую строительную экспертизу, у них не будет правовых оснований ее останавливать. Соответственно, государственные органы охраны памятников могут превратиться в органы охраны новоделов.

Чем еще так мешает историко-культурная экспертиза строительному лобби?

Константин Михайлов: Историко-культурная экспертиза - процесс публичный. По закону ее акты публикуются и проходят общественные обсуждения, принимаются поправки и замечания. И по итогам обсуждений удается остановить многие опасные проекты. Это большое завоевание историко-культурного сообщества последних лет - публичность экспертизы и возможность влиять через нее на проект. Общестроительная экспертиза такого порядка по законодательству не имеет. Это будет черный ящик, откуда станут прилетать одобренные этой экспертизой проекты - и никакой возможности повлиять на них ни у экспертов, ни у общественности, ни у госорагнов не будет. Это смертельный риск для многих объектов культурного наследия.

Есть ли шансы что-то изменить в этом законопроекте?

Константин Михайлов: Шансы всегда есть. Пока законопроект находился на портале государственных актов, туда было подано значительное количество юридических замечаний. Возможно, в закон внесут поправки. Но за этим надо следить. Это часть постоянных поползновений на основные постулаты российского законодательства об охране наследия. А ведь традиции историко-культурной экспертизы проектов более ста лет. Она существовала в разных институциях, под разными названиями. Но - всегда. Проект реставрации, проект работ на памятнике обсуждали и утверждали специализированные эксперты, имеющие в этой области образование, репутацию, аттестацию и лицензию. Это не общестроительные эксперты. И вот сейчас пытаются более чем столетнюю опору из-под русской реставрации выбить. Это неправильный ход событий. Будем делать все, чтобы его изменить.

Кто именно является разработчиком законопроекта?

Константин Михалов: Минстрой России. Кто конкретно придумал эти нововведения, судить не берусь.