Как Южный Урал стал местом формирования семейных танковых экипажей
"Я хочу, чтобы родственники Александры знали, что память о ней сохраняют в России, - написал Владимир Попов. - Моя тетя, Антонина Тимофеевна Бондарчук, также прошла лейтенантом фронтовыми дорогами от Ленинграда до Берлина, расписалась на Рейхстаге, награждена орденом Красной Звезды, медалями. Поэтому я представляю, что женщинам на войне было вдвое тяжелее, чем мужчинам".
Доцент Уральского филиала Финансового университета при правительстве РФ, кандидат исторических наук Игорь Ковшов, много лет изучавший гендерный феномен военного времени, отмечает: женщины-танкисты крайне редко встречались в боевых подразделениях - сложно даже представить более неподходящую для них воинскую специальность. Экипажи машин испытывали колоссальное психологическое напряжение, а кроме того, для управления такой техникой требовались огромные физические усилия. Тем не менее счет дам в шлемофонах шел на десятки, и у каждой из них особая история.
Но, как оказалось, существует еще более редкий феномен - женщины, воевавшие в танковых экипажах вместе со своими мужьями. Известно всего три таких случая, все они связаны с Южным Уралом.
Командиром стала жена
Жители Магадана Александра и Иван Бойко внесли личные сбережения для выпуска танка и обратились к Верховному главнокомандующему с просьбой разрешить им воевать на этой боевой машине. По личному разрешению Сталина в феврале 1943-го супругов зачислили курсантами в 9-ю учебную роту Челябинского танкового училища. Сохранившиеся в фондах Государственного исторического музея Южного Урала фотографии запечатлели эпизоды этого обучения. Семейная пара прошла 30-дневную практику в цехах Челябинского Кировского завода, освоив сборку танков. В звании младших техников-лейтенантов супруги попали в роту офицерского резерва училища, а затем в 7-ю учебную танковую бригаду, также дислоцированную в областном центре. После подготовки в учебном танковом полку Бойко с маршевой ротой направили в 48-й гвардейский тяжелый танковый полк, находившийся на переформировании в Тульском танковом военном лагере. Жена стала командиром бронированной машины, а муж - механиком-водителем. Боевое крещение приняли в Прибалтике. За первые же бои Александру представили к ордену Отечественной войны I степени. О необычном экипаже сообщило Совинформбюро, а портрет женщины-командира вышел на обложке журнала "Огонек". День Победы пара встретила в Праге.
"Зверобои" вышли на охоту
Почти в то же время, что и семья Бойко, в Челябинском танковом училище прошел обучение другой семейный экипаж. И снова редчайший случай - командиром тяжелой самоходной артиллерийской установки (САУ) назначили москвичку Веру Кулешову. С января 1942 года по март 1943-го в составе стрелковой дивизии она участвовала в боях на Западном фронте. После ранения выбрала специальность танкиста. Осваивала ее в училище, там же познакомилась с будущим мужем Николаем Орловым. Поженились они весной 1944-го, а в начале лета их зачислили в 33-й учебный полк самоходной артиллерии, который формировал маршевые батареи САУ.
Орловых отправили в учебный центр в Подмосковье, впоследствии - в 326-й гвардейский тяжелый самоходно-артиллерийский полк, но в разные экипажи. Вера стала механиком-водителем построенной на средства Загорской церкви ИСУ-152 - самоходки, прозванной "зверобоем" за огневую мощь. Как и Бойко, боевое крещение супруги приняли в Прибалтике. Когда у Веры погиб командир, Орловы попросили командование разрешить воевать вместе: жена - командиром машины, Николай - механиком-водителем. Только за один месяц боев в августе 1944-го Вера была удостоена сразу двух орденов Отечественной войны - I и II степени. Экипаж Орловых освобождал детский лагерь смерти Саласпилс под Ригой, а победу встретил в Берлине. Послевоенная армейская судьба вновь привела супругов на Урал. С 1947-го по 1951 год глава семейства испытывал танки на заводах в Челябинске и Нижнем Тагиле, затем служил в Свердловске.
Еще один семейный экипаж, сформировавшийся на южноуральской земле, связан с именем Полины Котовой. Чтобы ее взяли в армию, уроженка Алтая прибавила себе два года. Весной 1943-го прибыла в 13-й учебный танковый полк в Челябинск, где обучалась на радиста-пулеметчика. Незадолго до выпуска вышла замуж за Александра Корнейчука, будущего механика-водителя. В ноябре 1943-го, получив Т-34, они отправились на фронт в составе 39-й танковой бригады. Менее чем через месяц старшего сержанта Полину Корнейчук наградили орденом Красной Звезды. В первом бою она спасла раненого мужа и помогла эвакуировать поврежденный танк. В начале 1944 года ее комиссовали по беременности. На фронт она ушла уже в положении - это был ее осознанный выбор.
Испытание танками
Прежде историки отмечали: в танковых войсках служили 20 женщин, однако Игорь Ковшов пришел к выводу, что список нуждается в уточнении. С учетом семейных экипажей речь следует вести не менее чем о 33 воевавших женщинах-танкистах: 13 из них имели офицерские должности (десять окончили танковые училища), остальные воевали старшинами и сержантами в составе экипажей танков и самоходных артиллерийских установок. Почти все получили ранения, четверо погибли, одна пропала без вести.
Еще 15 женщин-офицеров проходили службу в аппарате Главного автобронетанкового управления, в штабах фронтов и округов, преподавателями танковых училищ, военными представителями на танковых заводах, как, например, Анастасия Поклонова (Котина) - единственная женщина первого выпуска Военной академии механизации и моторизации РККА, назначенная военпредом на московский завод № 37, а затем на опытный завод № 185 в Ленинграде. Она участвовала в разработке и испытаниях танков Т-37А, Т-38, была военпредом танкового производства на Ленинградском Кировском заводе, а после эвакуации его на Южный Урал - начальником участка военной приемки моторного производства. В 1945-м в звании инженера-подполковника ее назначили заместителем старшего военпреда отдела тяжелых самоходно-артиллерийских установок. Характеристики лаконично описывают Анастасию как высококвалифицированного специалиста, обладавшего сильной волей, настойчивостью и требовательностью.
Единственная женщина-испытатель танков Наркомтанкопрома СССР - Антонина Киселева, родившаяся в Челябинске в многодетной семье железнодорожника. Устроившись на опытный завод, она попала в группу главного конструктора Жозефа Котина. По словам очевидцев, легендарный генерал, именем которого сегодня названа одна из улиц южноуральской столицы, относился к ней с особым уважением. В качестве техника-испытателя Антонина дала путевку в жизнь всей экспериментальной и серийной технике, разработанной тогда в Танкограде, включая танки прорыва ИС-1 и ИС-2.
Даже уточненные сведения о количестве женщин-танкистов не являются исчерпывающими, признает Игорь Ковшов. До апреля 1942 года в воинских частях их учет не вели, не документировалось зачастую и кратковременное пребывание в экипажах. Часть архивов вообще утрачена. Кроме того, некоторые девушки были слушателями военных академий, курсов, танковых училищ уже на момент окончания войны. Например, несколько десятков обучались как танковые техники на военных кафедрах Челябинского механико-машиностроительного и Свердловского индустриального институтов, но выпуск состоялся уже в 1946 году. Поэтому назвать всех поименно мы, скорее всего, уже не сможем, хотя отдельные имена наверняка еще станут достоянием истории. Важно другое - все они готовы были жертвовать собой, встав на защиту страны в любом качестве, и воевать наравне с мужчинами. Напомним: в Вооруженных силах современной России женщинам запрещено иметь специальность "танкист".