издается с 1879Купить журнал

Зачем сибирский художник копирует древние петроглифы

23 марта 2022

"Камень на холсте" - так называется выставка новосибирского художника Эдуарда Логинова, открывшаяся в столице Кузбасса.

Картины выполнены в технике эстампажа.

Пресс-служба музея-заповедника "Томская писаница"

Картины выполнены в технике эстампажа.

Картины, представленные в Белом зале Кемеровского областного театра драмы имени А. В. Луначарского, выполнены в технике эстампажа (в переводе с французского "оттиснутый"). Художник работал в музее-заповеднике "Томская Писаница" и копировал петроглифы - древние изображения на скалах по берегам Томи особым образом, с помощью ткани и акриловых красок.

Он аккуратно, прорабатывая каждый штрих кончиками пальцев, переносил контуры фигур людей и животных на специально подготовленное полотно. Чтобы потом использовать эти образы при создании авторских произведений в стиле археоарта.

Впервые такую технику начали применять в Сибири в 1970-х, когда потребовалось срочно скопировать петроглифы в будущей зоне затопления перед строительством Енисейского каскада ГЭС. Обычно специалисты фиксировали памятники археологии при помощи кальки. И Эдуард Логинов поначалу тоже ею пользовался. Но копии получались скорее документальные, нежели художественные.

И тогда он решил применить опыт археолога, художника и этнографа Владимира Капелько, который первым начал делать цветные изображения петроглифов. Логинов попробовал использовать вместо кальки пропитанный специальным составом холст, предварительно очищая поверхность камня от лишайников. Эффект оказался поразительным.

Вот уже более пяти лет мастер, действительный член Российского географического общества, создает удивительные полотна, отправляясь в автономные экспедиции по труднодоступным местам Горного Алтая, Средней Азии, Забайкалья и Саян. Результаты этих путешествий можно увидеть в частных коллекциях в России, Европе и Австралии.

- Художественное копирование петроглифов - это своего рода попытка объяснить сакральный смысл древних образов, она подобна расшифровке свитков с текстами на давно забытом языке, - говорит художник.

Очень важно сохранить и переосмыслить самобытное творчество древних жителей Притомья, для которых изображение лосей, оленей и козерогов на скалах вовсе не являлось самоцелью. Скорее это было неотъемлемой частью жизни человека, зависимого от сил природы и тесно с нею связанного. Популяризировать обширное наследие, привлечь к нему внимание как раз и должны помочь картины, переданные в дар кемеровскому музею-заповеднику.