Главный экспонат выставки "Лукоморье" - уникальные настольные часы работы двух отечественных мастеров
В Музее современной истории России открылась выставка "Лукоморье. Шедевры русских мастеров". Ее главным экспонатом стали уникальные настольные часы, результат пятилетнего труда художника и ювелира Ильгиза Фазулзянова (бренд Ilgiz F), виртуозно работающего с эмалями, и часовщика-конструктора Константина Чайкина. Часы, созданные по заказу частного коллекционера, показаны широкой публике впервые. Выставка идет до 22 апреля.
Стартовой точкой образа будущих часов для Константина Чайкина оказалось изобретённое им устройство графической индикации часа (цепочка наматывается на вращающийся вал, каждый час образуя собой новую римскую цифру). Оно вызвало у часового мастера ассоциации с пушкинской строкой "златая цепь на дубе том".
Сказочный мир потребовал соответствующего оформления, поэтому Чайкин предложил Ильгизу Фазулзянову совместную работу над этими настольными часами. "Важно было не "свалиться в лубок", - поделился на открытии выставки Ильгиз. - А главным вызовом стало выполнение каждого квадратного сантиметра с той же тщательностью, что и в миниатюрных ювелирных украшениях - например, кольцах".
Работа над "объектом" потребовала нескольких лет. Применение перегородчатой эмали на сложных объемных формах оказалось технически непростой задачей. Первые отливки пошли в брак ("металл повел себя своенравно", - рассказал Ильгиз). У каждой волны была своя форма и свои радиусы, создававшие дополнительные проблемы. Эмаль после обжига отлетала, фрагменты волн меняли размеры и конфигурацию - приходилось увеличивать их толщину или корректировать форму. "Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается" - все получалось по этой поговорке. Зато с окончательной сборкой управились за неделю.
Изначально обдумывая художественную идею, Ильгиз вспомнил, как в детстве вечерами слушал сказки при уютном свете настольной лампы. Абрис такой лампы и воплотился в образе могучего дуба, крона которого напоминает абажур, под которым собрались пушкинские герои.
Основанием для кроны стала сетка из множества элементов в виде дубовых листьев, на которой закреплены нефритовые пластины с вырезанными на их поверхности контурами листьев. Каждая "окантовка" пластины декорирована листьями дуба и желудями в технике перегородчатой горячей эмали.
Всю композицию, по замыслу ювелира, окружает море, гребни волн которого похожи на крылья чаек.
Ученый кот с золотой цепью и мифическая русалка, сидящая на ветвях, охраняют волшебный покой Лукоморья.
Теперь о механизме. Впервые в настольных часах Константина Чайкина у механизма горизонтальная компоновка. В трех заводных барабанах запасается энергия, необходимая для приведения в действие сложного устройства индикации текущего часа, а на четвёртом барабане работает часовой механизм с турбийоном. Запас хода составляет 8 суток.
Хотя механизм часов "Лукоморье" относится к категории сверхсложных, в нём относительно немного усложнений - но при этом выглядят они эффектно. Необычный механизм вписан в достойное оформление.
На этой же выставке, помимо "Лукоморья", можно посмотреть другие работы Константина Чайкина и Ильгиза Фазулзянова, созданные каждым из них самостоятельно. Среди сложнейших часов - знаменитая "Московская Пасхалия" в виде копии собора Василия Блаженного с индикацией даты Пасхи и совершенно новые часы "Стрелы времени" сочетающие вечный календарь и турбийон. Специально для этих часов Константин Чайкин спроектировал модуль вечного календаря с индикацией високосного цикла и времени суток в формате a.m./p.m. Философская концепция "стрел времени" отражена в механизме: все девять стрелок на циферблате выполнены в едином стиле, и их можно подводить только вперёд.