Серзин - актер, играет в петербургском "Невидимом театре", снимается в кино, музыкант, пишет музыку, в том числе для спектаклей. Младший брат режиссера и актера Семена Серзина.
Корреспондент "РГ" спектакль посмотрела, а затем поговорила с его создателями.
Почему вы взяли эту пьесу, а не, скажем, современную историю?
Евгений Серзин: В первую очередь мне было важно работать с материалом, который меня трогает, и "Дядя Ваня" мне кажется пьесой современной. Может прозвучит банально, но темы, которые поднимает Чехов, всегда будут актуальными. Люди пытаются переосмыслить жизнь в момент, когда им кажется, что она прожита зря. Какие процессы в них происходят? В разные этапы нашего бытия мы все сталкиваемся с этим. А еще мне было важно выбрать автора, которому я могу абсолютно доверять. И найти ответы на те вопросы, которые мне не понятны. Это материал, до которого мне нужно расти - вместе с артистами, работая над этим спектаклем.
Кто-то из режиссеров делает главным действующим лицом Войницкого, кто-то - Елену Андреевну. Ваше решение?
Евгений Серзин: Мне хотелось раскрыть всех персонажей пьесы. Их объединяет общая тема - размышление над смыслом жизни. Все герои находятся на распутье, задаются одними вопросами - как им жить дальше, как из этой точки (ситуации) двигаться в будущее. Очень интересно наблюдать, какие изменения происходят с каждым из героев.
У вас отсутствуют некоторые герои пьесы: мать Войницкого, Телегин. Лишние, на ваш взгляд?
Евгений Серзин: Инсценировку сделал я, бережно отнесся к тексту. В ходе репетиций мы перенесли некоторые монологи в сцены с диалогами и убрали некоторых персонажей - тех, у которых не происходит кардинальных изменений. Мне хотелось сосредоточиться на людях, переживающих драму.
В спектакле звучит "Беловежская пуща" в исполнении ВИА "Песняры". У Астрова в руках кассетный магнитофон. Время действия вы решили перенести в ХХ век?
Евгений Серзин: У меня не было задачи привязать спектакль к какому-то времени. Подзаголовок пьесы - "Сцены из деревенской жизни". Когда я, городской житель, попадал в наши деревни, то терялся во времени. Если бы не современные телефоны, можно было представить 70-е, 80-е, иногда - 90-е. У нас, возможно, ХХ век, до 1970-х.
В роли отставного профессора Серебрякова - народный артист России, актер БДТ имени Г.А. Товстоногова Валерий Дегтярь. Войницкого играет Илья Борисов, актер театра Григория Козлова "Мастерская".
На роль доктора Астрова приглашен из Москвы артист Павел Чинарев. Он занят в спектаклях МХТ им. А.П. Чехова, Театра Наций, в Петербурге - "Приют комедианта" (еще спектакль Константина Богомолова "Лир") и "театр post". Снимался в фильмах "Тряпичный союз", "Клим", "Шакал", "Доктор Рихтер", "Мажор", "Знахарь", "Самка богомола", "Девятаев" - и этот список можно долго продолжать.
Вы уже играли в пьесах Чехова?
Павел Чинарев: В институте в выпускном спектакле - Яшу в "Вишневом саде". Позднее была работа с текстами Чехова у Богомолова. По сути, Астров - первая моя большая встреча с Антоном Павловичем.
Всегда радостно возвращаться в родные стены. "Приют комедианта" - родное для меня место, где я начинал свой творческий путь. И сыграть здесь доктора Астрова для меня большое счастье. Плюс было интересно, как реализует себя в режиссуре мой коллега Женя Серзин, с которым мы знакомы. Поэтому я сразу согласился и ринулся в Петербург. И, как мне показалось по реакции зрителей, у нас получилось.
Сегодня многие театры берутся ставить эту пьесу. Как считаете, почему?
Павел Чинарев: Видимо, Чехов всегда будет актуален, что бы ни происходило в нашей стране. Поэтому нормально, что режиссеры берут "Дядю Ваню" для реализации своих мыслей, идей. Пьеса настолько широка и полифонична, что позволяет режиссеру найти новые горизонты, вскрыть смыслы, условно говоря, станцевать свой танец внутри нее. А для артистов персонажи Астрова, Войницкого всегда будут загадкой, бездонным ящиком Пандоры, из которого можно вытаскивать что-то новое.
Дарья Мельникова, актриса Московского театра Ермоловой (в кино известна по фильмам "Папины дочки", "Стальная бабочка"), дебютировала на петербургской сцене в роли Елены Андреевны, жены профессора Серебрякова.
- Я всегда тяжело переношу премьеры - много ответственности, надо преодолеть волнение, а также препятствие в виде друзей, которые пришли смотреть спектакль, а он еще довольно сырой. Надеюсь, ко мне вернутся азарт и удовольствие, которые были во время наших репетиций. Героиня сложная, рефлексирующая, чем-то похожа на Войницкого, у них одинаковый взгляд на жизнь, оба разочарованы…
Почему согласилась на Петербург? И роль Елены Андреевны интересна, и поработать с Женей Серзиным интересно - мы знакомы давно. В итоге нисколько не жалею, получила даже больше, чем ожидала. Это моя первая роль в петербургском театре, в кино снималась в этом городе не раз. И в пьесах Чехова мне еще не доводилось играть. Мне очень понравилась наша команда, петербургские партнеры, театр "Приют комедианта".
К слову
Роман Габриа, главный режиссер театра "Мастерская", ученик Григория Козлова, поставил в Театре им.В.Ф. Комиссаржевской спектакль по пьесе "Дядя Ваня", который назвал "Моя дорогая Helene".
Псковский академический театр драмы им. А.С. Пушкина объявил о премьере 30 марта "Дяди Вани". Режиссер - Павел Зобнин, ученик Сергея Женовача.