издается с 1879Купить журнал

Верховный суд реабилитировал сотрудников НКВД по делу об убийстве Кирова в 1934 году

06 апреля 2022

Верховный суд России пересмотрел засекреченное дело сотрудников НКВД, осужденных и приговоренных к разным срокам, за халатность при охране члена политбюро Центрального комитета (ЦК) Всероссийской партии большевиков Сергея Кирова. Он был убит в декабре 1934 года.

РИА Новости

К началу 1930-х годов Сергей Киров (его настоящая фамилия - Костриков), Серго Орджоникидзе и Анастас Микоян образовали в ЦК "умеренную оппозицию" против Иосифа Сталина. Они были недовольны его политикой, но в открытую не критиковали.

Есть версия, что члены этой "оппозиции" предложили Кирову сместить Сталина и занять пост генерального секретаря, но Киров от этого отказался и предпочел остаться в Ленинграде, где с 1926 года являлся первым секретарем Ленинградского горкома партии. Некоторые ученые связывают убийство именно с этой историей.

Киров был застрелен вечером 1 декабря 1934 года в коридоре Смольного дворца - именно там находился Ленинградский горком и обком ВКП(б). Выстрел в затылок произвел Леонид Николаев, ранее исключенный из партии. В конце 1934-го он был расстрелян.

Как сообщает ТАСС, после пересмотра дела сотрудников НКВД Мечислава Бальцевича, Андрея Мосевича и Дионисия Янишевского, Верховный суд постановил, что в их действиях не было состава преступления. Незаконно осужденным предоставлено право на реабилитацию.

В 1935 году Бальцевича приговорили к 10 годам лагерей, Мосевича и Янишевского - к двум годам. Считается, что они сначала игнорировали сообщения от гражданки Волковой, которая сообщала о готовящемся покушении на Кирова, а позже приказали направить женщину в психиатрическую больницу.

Представитель Генпрокуратуры в суде спустя почти 77 лет после вынесения приговора отметил, что сообщения об угрозе жизни Кирову, которые проигнорировали сотрудники НКВД, подавались психически нездоровой женщиной, а осужденных за убийство членов организации "Ленинградский террористический центр" позднее реабилитировали.

"В материалах дела отсутствуют объективные сведения о халатности в действиях сотрудников НКВД", - сказал прокурор. При этом он не пояснил в суде причины, побудившие ведомство обратиться в суд по этому делу, которое по-прежнему остается засекреченным.