08.04.2022 08:18

Ученые: Грибы посылают электрические импульсы, похожие на язык человека

Неожиданное открытие сделали британские ученые. Они обнаружили у грибов колебания внеклеточного электрического потенциала. А когда эти импульсы были проанализированы, исследователи сделали вывод, что они напоминают речь человека. В импульсах ученые различили подобие слов и даже сложных предложений, об этом сообщается в докладе Королевского общества Великобритании, подготовленном Университетом Западной Англии.

Ученые исследовали электрическую активность четырех видов грибов: омфалота маслинового (ядовитый гриб, встречающийся в Австралии и Тасмании), опенка зимнего (в магазинах его продают под названиями "энокитаки" или "иноки"), шелелистника обыкновенного (несъедобный гриб, развивающийся в гниющей древесине) и кордицепса военного (встречается в тундре, иногда используется в народной медицине). В рамках исследования в субстрат, колонизированный мицелием (вегетативное тело грибов), были установлены электроды, импульсы от них как раз и анализировались в ходе научного изыскания.

Гипотеза исследователей заключается в том, что электрические импульсы, которые они зафиксировали, используются для передачи и обработки данных в сетях мицелия. Импульсы были разной интенсивности, и ученые предположили, что это некое подобие слов. Наиболее сложные "предложения" выявлены у шелелистника.

Сам алгоритм передачи импульсов в исследовании сравнивается с тем, что есть у нейронов. Ученые воздействовали на грибы разными способами. В исследовании отмечается, что импульсы изменялись в зависимости от характера стимуляции. При механическом, химическом и оптическом воздействии сила импульсов и их частота отличалась.

"Имеются также данные об участии электрического тока во взаимодействиях между мицелием и корнями растений при образовании микоризы. Мы сравнили меры сложности грибного следа и образца текста на европейских языках и обнаружили, что "грибной язык" превосходит европейские языки по морфологической сложности", - говорится в исследовании.

Сама идея того, что у грибов может быть свой язык, не кажется такой уж фантастичной. Как замечают авторы исследования, ранее были получены доказательства того, что биокоммуникация есть, например, у инфузорий, зафиксированы подобные процессы и у растений.

А при исследовании муравьев и пчел в семидесятые годы прошлого века были получены доказательства того, что насекомые не только коммуницируют между собой, у них также есть свои диалекты.

Стоит отметить, что сам факт существования "языка грибов" ничего принципиально не меняет. В исследовании отмечается, что человек тысячелетиями живет рядом с кошками и собаками, но так до сих пор и не приблизился к понимаю их языка. Что уж говорить о грибах.