08.04.2022 17:45
    Поделиться

    В РГАЛИ открылась выставка, посвященная художнику Михаилу Нестерову

    Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) открыл выставку, посвященную 160-летию со дня рождения Михаила Нестерова - художника, чью картину "Видение отроку Варфоломею" знает каждый. Именно она станет сенсацией одной из знаменитых передвижнических выставок, ей поразится и впоследствии приобретет для своей галереи Павел Третьяков. Знаком нам и образ "нестеровской девушки", и "нестеровский пейзаж"… Но что на самом деле стояло за этой спокойной и умиротворенной кистью?

    Одной из главных тем в творчестве Михаила Нестерова часто, как ни парадоксально, называют смерть. С ней у художника отношения особые - из двенадцати детей в большой семье выжили только двое: он сам и его старшая сестра Александра. При этом будущего выдающегося живописца тоже могло не стать. Отец уже отправился заказывать по тяжело больному младенцу панихиду в церковь, но убитая горем мать горячо взмолилась - и болезнь отступила.

    А потом - ранняя смерть жены Машеньки, она будет преследовать долго и беспощадно. "Любовь к Маше и потеря ее сделали меня художником, вложили в мое художество недостающее содержание, и чувство, и живую душу, словом, все то, что позднее ценили и ценят люди в моем искусстве", - писал художник. Со смертью боролась почти полгода и дочь Оля. Она выкарабкается, но вид "забинтованной как Лазарь во гробе" девочки заставил "чего-чего только не передумать в те дни, недели, месяцы".

    - Творчество Михаила Нестерова видится нам очень спокойным, может быть, даже противоречивым по отношению к сегодняшнему дню. Но это не так, - рассказывает директор РГАЛИ Ольга Шашкова. - Большие женские глаза, изломанные линии березок, сам колорит его картин говорят нам о сложном, мятущемся внутреннем мире творца. Две революции, три войны, смерть жены… Все эти потрясения находили отклик в его живописи.

    На выставке в РГАЛИ представлено, может быть, самое ценное - нет, не картины, а документы, которые показывают нам не хрестоматийного Нестерова, а живого человека своего времени. Это его письма, наброски и эскизы, сделанные им самим фотографии. Один из главных экспонатов - книга воспоминаний "Жизнь прожить - не поле перейти". Книга, конечно, громкое слово. Перед нами обычные тонкие ученические тетради, исписанные аккуратным почерком. Не более ста страниц, но в них - ценнейшие факты не только о самом авторе, но и о противоречивой эпохе, в которую ему выпало жить, и о художниках-современниках. Закончить автобиографию Михаил Нестеров, к сожалению, не успел.

    - Каждый сохранившийся документ имеет особую ценность, - отмечают кураторы выставки. - Дело в том, что в 1919 году весь творческий архив во время отъезда Михаила Нестерова из его квартиры был похищен и частично пропал, а частично разошелся по частным коллекциям.

    Вот, например, идет Христос с посохом, а рядом с ним мальчонка - это карандашный эскиз к знаменитой картине "На Руси" ("Душа народа"). Известно, что замысел этого полотна художник вынашивал десять лет, и прежде чем приступить к работе над ним, трудился над многочисленными этюдами. Нестеров считал эту картину одним из своих важнейших произведений и не раз говорил: "В начале жизни - "Отрок Варфоломей", к концу - "Душа народа"". В другой витрине - нежный акварельный эскиз к росписи Марфо-Мариинской обители "Покров Пресвятой Богородицы". А вот девушка в русском сарафане, призадумалась на берегу реки. Всего лишь набросок, запечатленный в альбоме друга, писателя и литературоведа Сергея Дурылина. Но завораживающий. И дарственная надпись, как искреннее признание о себе - "Беспокойный человек думал найти покой в своих картинах, столь не похожих на него самого"…

    Но ведь Нестеров, как никто другой, это еще и о жизни! О тихой человеческой жизни, ничем не замутненной радости бытия. Вспомнить хотя бы "Вечерний звон", "Схимник", "Тихие воды", "Старец".

    Отдельный раздел посвящен храмовой росписи - ей Михаил Нестеров отдал более 20 лет своей жизни. Это и уже упоминаемая Марфо-Мариинская обитель милосердия в Москве, и Владимирский собор в Киеве, и Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге, и многие другие храмы. О художественном уровне этих росписей свидетельствует письмо общественности к правительству СССР с просьбой в годину гонений сохранить Покровский собор Марфо-Мариинской обители - и именно из-за работ Нестерова, как образец великой русской живописи и культуры.

    Всего на выставке можно увидеть более 130 документов, многие из которых показываются впервые. РГАЛИ ждет гостей до 30 июня.

    Михаил Нестеров, из писем и воспоминаний

    - "Жить буду не я. Жить будет "Отрок Варфоломей". Вот если через 30, через 50 лет после моей смерти он еще будет что-то говорить людям - значит, он живой, значит, жив и я".

    - "Вот я и снова под Москвой, у "Сергия". Наслаждаюсь воспоминаниями молодости, чуть не каждый куст и бугорок напоминает былое, невозвратную юность, молодое творчество!.. Сегодня видел оригинал елочки для "Пустынника", за восемнадцать лет она стала елью, кудрявой, стройной. Правда, за эти годы вырос и я, но не стал ни стройным, ни кудрявым, а обидно!.."

    - "Хорош Божий мир! Хороша моя родина! И как мне было не полюбить ее так, и жалко, что не удалось ей отдать больше внимания, сил, изобразить все красоты ее, тем самым помочь полюбить и другим мою родину".

    Поделиться