09.04.2022 12:52
    Поделиться

    В прокат вышел фильм Барри Левинсона "Гарри Хафт: Последний бой"

    "Этот фильм о боксере?", - подумает каждый, глядя на афишу. А что еще можно подумать - упругое, почти как Рокки, имя Гарри Хафт. Слова "Последний бой". Спортивная драма?

    Житейская драма, название которой не передает всей ее сути. В оригинальном варианте - "Выживший" (The Survivor). В российском - могли бы и называть "Гарри Хафт: бой с тенью" - еще более бы привлекло зрителей. Хотя на самом деле было бы честнее: "Вой с тенью".

    Потому что теней в этом фильме много, как и призраков. И какие разные эти тени. В начале фильма идут влюбленные и на асфальт падает тень от их рук - они держат друг друга так, словно боятся потерять. И потеряют. Во время Второй мировой, в Польше, когда еврейский юноша Герцко (это потом, в Америке, он станет Гарри) попадет в один концлагерь. А еврейская девушка Лия - в другой. Вот такая вот молодость - не успели влюбиться, а смерть и фашизм уже поджидали их "за окном". Крепкий Герцко подрался в лагере за своего друга. Казалось бы - расстрел? Но рядом оказался немецкий офицер, помешанный на боях. Он забирает Герцко под свое крыло, обучает искусству драки, а заодно и своей житейской философии. Согласно ей, каждый из людей - либо молот, либо - наковальня. И любой человек должен выбирать, кем ему быть...

    О том, какой ценой он выжил, Герцко-Гарри предпочитает молчать. Но прошли годы. Они с братом - в благополучной и сытой Америке. Гарри - так себе боксер, но зарабатывает этим на жизнь - язык он так до конца и не выучил. Но тени и призраки прошлого его не отпускают. А более всего не дает жить спокойно чувство, что и его Лия жива. Он просто должен ее найти. И Гарри ищет. По его плану он станет известным, его имя прогремит в стране, и за ее пределами, и Лия, где бы она ни была, узнает о том, что он жив. Так, Гарри вызывает на бой самого сильного и именитого соперника Рокки Марчиано (имя Рокки все-таки прозвучит), а еще - решается рассказать журналисту, как именно ему удалось выжить в Освенциме и почему его там называли "Еврейский зверь".

    Поразительно, но смотря эту, казалось бы, спортивную драму, зритель совершенно не чувствует азарта, необходимого для такого жанра. Ему все равно, кто выиграет и проиграет, потому что, по большому счету, важно не это, а то - удастся ли выиграть саму жизнь и какой ценой. Хотя бы не сойти с ума. Проблема выбора - вот, на чем концентрируется 80-летний классик режиссуры Барри Левинсон ("Человек дождя", "Тутси", "Спящие", "Борджиа" и другие работы). И в фильме звучит пожелание Гарри дорогому человеку - чтобы тому не пришлось в его жизни выбирать из множества зол. Пожалуй, самое важное из пожеланий, какое может быть.

    Работа Левинсона хороша тем, что в довольно длинном фильме нет ни одного случайного кадра, нет ноты, которая не нашла бы свое устойчивое разрешение. Тень от рук в начале "отзовется" тенью от других рук в конце. Анекдот, который начнут рассказывать при одних обстоятельствах, закончат при других. И некоторые эпизоды - хоть сейчас вырезай и выпускай в сеть как вирусное видео - они привлекут желающих идти и смотреть фильм целиком. Например, умение расслабиться во время танца на боксерском ринге или история о том, как в лагере один человек украл кепку другого, потому что свою он потерял, а если появиться на поверке без кепки - расстрел. Что будет с другим? "Вот такой выбор мы делали ежедневно", - говорит Гарри. Левинсон настолько концентрируется на силе человеческих чувств, что строит фильм и на том, что они имеют мистическое значение. Гарри и Лия - как истинно любящие друг друга люди - обладают каким-то поразительным "звериным" чутьем по отношению друг к другу. Но каждый из них не живет сам по себе - и на их жизнь влияют окружающие...

    "Гарри Хафт: Последний бой", несомненно, один из лучших фильмов года, и, когда его будут награждать - а это, конечно же, произойдет, обязательно отметят работу актера Бена Фостера, который сыграл и измученного голодом и издевательствами Герцко в Овенциме (сбросил для этой части роли 26 килограмм), и крепыша Гарри в Нью-Йорке. В своем амплуа и Вики Крипс - играет женщину-друга, любимую, которая понимает все без слов и привязывает к себе с первого взгляда. В нескольких фильмах у нее есть подобные роли, и каждый раз ей веришь, как в первый. Здесь героиня Вики Крипс - сотрудница еврейского центра, где, в частности, оказывают, одним людям помощь в поиске других. Из множества потерянных и потерявшихся в этой жизни она выбирает Гарри Хафта...

    Из Билли Магнуссена получился убедительный немец времен Второй мировой - жизнерадостный крепыш, для которого, в принципе, все люди равны - даже евреи, вот только сам он предпочитает быть молотом. Еще одна звезда фильма - трагически смешной Дэни де Вито. Его герой - тренер по боксу Чарли Хофман - сосредоточивший в себе профессиональную и житейскую мудрость. Это он говорит в фильме о том, что людям обязательно нужно ненавидеть. А также дает главному герою ряд бесценных советов, один из которых "ничего не покупай на улице - даже бриллианты".

    Ханс Циммер написал музыку к картине, и звуки его композиций глубоко отзываются в душах тех, кто смотрит ее. О фильме еще обязательно нужно знать, что сценарий Джустин Джуэл Гиллмер написала по книге сына Гарри - Алана Хафта. Сам Алан показан в картине мальчиком - лет десяти, который пытается понять своего отца и не может этого сделать. Премьера фильма состоялась в 2021 году на кинофестивале в Торонто, где о нем сразу же заговорили, и, к счастью, дистрибьюторы успели его приобрести для России и выпустить у нас в прокат. Потому что еще одна сильная сторона фильма в том, что он говорит об ответственности человека перед самим собой. Недаром слово "Хафт" с немецкого на русский можно перевести не только как "арест", но и как "ответственный".

    В фильме звучит еще одна запоминающаяся фраза, которая могла бы быть девизом для многих: "Зачем ты выжил, если не для того, чтобы жить". И Барри Левинсон не был бы голливудским режиссером, если бы не внедрил в финальные кадры картины гимн Америки - страны, которая приютила большое количество бегущих и ищущих. Нужно ли было это делать? Видимо, режиссер почувствовал, что должен проявить патриотизм таким громким способом, хотя, честно сказать, лучше у него это получалось, когда на протяжении фильма он делал это тихо и ненавязчиво.

    Поделиться