Русская Нарния: творческий расцвет старинного Палеха

Последние три года старинный Палех Ивановской области переживает творческий расцвет. У него есть все шансы стать новой точкой притяжения для туристов, потому что сюда приезжают учиться и остаются работать молодые художники: Палех сейчас - "поселок-академия". На август этого лета запланирован фестиваль "Архитрав" (часть проекта "Русская Нарния"), где местное искусство, основанное на традициях лаковой миниатюры и иконописи, вступит в диалог с искусством современным.

пресс-служба

Существует стереотип, что Палех - это исключительно шкатулки и лубок. Мало кто знает, что здесь происходит в искусстве сейчас. Однако cовременный Палех - это не только вариации пост-советского лакового наследия, но и молодые художники, которые прямо сейчас осуществляют удивительные проекты, в которых соединяются традиции иконописи, "агит-лак" советских времен и современное искусство.

Ядро современных проектов и выставок всегда составляют молодые художники Палеха. Фото: пресс-служба

Палехская миниатюра известна на весь мир. Эта художественная традиция насчитывает несколько столетий: Палех стал центром иконописи еще в XVII веке, и до революции 1917 года палехская икона была не менее знаменита, чем палехская шкатулка сегодня. Эти два вида искусства - иконопись и лаковая миниатюра - состоят в прямом родстве. В 1924 году палехские потомственные иконописцы, чье мастерство в новой атеистической культуре оказалось невостребованным, придумали, как его не только сохранить, но и применить: они стали расписывать миниатюрные шкатулки, востребованные в каждом доме. Таким образом художники "обманули" новую власть и создали промысел, ставший весьма востребованным и популярным в советское время.

Перестроечные годы стали его упадком: продавалась любая мазня, на которой было написано "Палех", и этот "бум" привёл к потере качества и вырождению школы. Низкопробные шкатулки, не имеющие ничего общего с искусством, наводнили рынок. С другой стороны, началось массовое возрождение храмов и появился спрос на иконы. На тот момент в стране не было иконописных школ, и палехские художники вновь достаточно быстро переключились на иконы: при низкой конкуренции в этой сфере у них вновь появились заказы.

Сейчас Палех переживает ренессанс и ждет туристов. Известность "локального бренда", сувенир, тонкая и специфическая художественная работа - все это современный Палех. А кроме того, это фестиваль "Русская Нарния", который проводится уже несколько лет. В том, что он в перспективе может стать "туристическим магнитом", уверена одна из кураторов "Русской Нарнии" и сооснователь объединения молодых художников "Созвездие Редис" Марина Галкина.

Наша глобальная цель в том, чтобы условный, но очень завораживающий мир палехской иконы и палехской миниатюры показать с другого - современного - ракурса

Само "Созвездие Редис" придумали Марина Галкина, Яр Пикулев и Ксения Гитис. У объединения нет четкой структуры и нет ограничений - в "Созвездие" входят художники разных направлений. Но все они так или иначе связаны с Палехом, "селом-академией", в котором живет, обучается специальности и работает почти 600 художников.

Вот что рассказала Марина Галкина: "К сожалению, долгое время здесь ничего не происходило, все сидели по домам, было тоскливо. А нам, художникам, захотелось показать наши идеи, пусть даже незаконченные и неоформленные, и посмотреть на то, что делают другие. Идея первого фестиваля "Параллельная линия", который мы провели в 2019 году в рамках всероссийской "ночи музеев", появилась из этого. Был брошен клич - и художники принесли то, что они делают не для продажи, а для себя. Когда мы собрали все эти вещи в одном помещении, получилась интересная выставка.

На следующем этапе мы поменяли название фестиваля на "Русскую Нарнию" и задали художникам тему, через которую попытались связать это место с культурной средой, - ботанический пленэр "Палехский огород". Мы предложили участникам художественно осмыслить окружающий растительный мир, приглашали их к участию через игру, и этот подход сработал: в нашем фестивале стали участвовать авторы не только из Палеха, но и со всей страны. Наша глобальная цель заключается в том, чтобы условный, но очень завораживающий мир, который мы видим сначала на палехской иконе, а потом в палехской миниатюре, показать с другого - современного - ракурса. Возможно, это станет новым художественным направлением, которое, с одной стороны, основано на локальных живописных традициях, а с другой - свежо и интересно сегодня.

Всех нас объединяет общий знаменатель образования, полученного в Палехском художественном училище, объединяет стиль, определенный почерк, которым пользуются и те, кто пишет иконы и создает иконостасы, и мы, художники, изображающие наш собственный визуальный мир. Икона представляет людям высшие, преображенные миры - и в определенном смысле мы занимаемся тем же самым, показывая преображенные растения и животных".

Заброшенный "Дом с конями" - последний деревянный дом в центре Палеха, сохранившийся с XIX века и украшенный фигурами лошадей, - художники превратили в арт-объект. Старинное бревенчатое здание, некогда часть усадьбы династии художников Дыдыкиных, многие годы стояло с выбитыми окнами. Чтобы хоть как-то облагородить его, художники создали настоящие картины, которые теперь смотрят на прохожих из окон здания-памятника.

Затем был проект "Палех. Воскресение" и открытие арт-центра, на которое "Созвездие Редис" пригласило керамистов, специализирующихся на обжиге "огненной скульптуры". Что такое "огненная скульптура"? Это довольно крупный керамический арт-объект, который после просушки и росписи укутывается каолиновой ватой и подвергается обжигу дровами. На пике температуры ватное одеяло снимается, каркас раскрывается, и скульптура предстаёт зрителям в сияющем, раскаленном состоянии, искрясь и меняя цвет при остывании. Процесс обжига керамики завораживает - так огонь становится соавтором художника.

"Нам было интересно подружить с палехским стилем совсем другую технику, познакомить авторов, работающих с глиной, с нашим уникальным местом и с направлением в искусстве, которое мы пытаемся развивать", - говорит Марина Галкина. Тогда за две недели было создано пять скульптур в человеческий рост на тему "палехского бестиария" и Воскресения.

Летом 2021 года для фестиваля "Палехский Бестиарий" силами молодых художников был создан проект на стыке высоких технологий и традиционного искусства - путеводитель по Палеху с "дополненной реальностью", полностью отрисованный молодой художницей Екатериной Лапиной.

Если турист наводил камеру на qr-код возле объекта, путеводитель с "дополненной реальностью" разговаривал с ним разными голосами "зверей бестиария". Фото: пресс-служба

"Основой каждого проекта становится выставка. Мы задаём широкую для трактовки, но обязательно связанную с традиционным контекстом тему. Мы изучаем и переосмысливаем стадии обучения художника Палеха заново - это орнаменты, растения, животные, и, наконец, архитектура, - объясняет Марина Галкина. - В этом может участвовать широкий круг художников со всего мира, но ядро всегда составляют художники Палеха".

На август 2022 года запланирован фестиваль искусств "Архитрав". Архитрав - это архитектурный элемент, объединяющий отдельно стоящие колонны, элементы здания, не даёт ему рассыпаться. Сегодня одноимённое событие может стать убежищем для всех, кому дорог мир искусства, мир Палеха. В рамках фестиваля планируется выставка (рабочее название "Град Преображённый"), круглый стол с участием экспертов, инициативных команд на тему сохранения сельского архитектурного наследия, его интеграции в современную среду, специальный public art проект, в контексте которого планируется сделать масштабный мурал ( роспись на фасаде здания) в коллаборации с художниками из Нижнего Новгорода. Планируется яркая музыкальная программа.

"Мы пытаемся трактовать современное искусство иначе, чем это принято, - продолжает Марина. - Я не говорю о том, что любое созданное сегодня произведение автоматически становится современным. В основном современное искусство сейчас сводится к беспредметности, к поиску социального аспекта, концептуальных смыслов, которые зачастую могут быть выражены вне объекта искусства как такового. Но кто сказал, что современный художник не может сделать шаг назад и уйти от этой беспредметности? Мы пытаемся взять из современности значимые для нее смыслы - и выразить их через объект искусства. Современное искусство - это диалог: с пространством, человеком, окружением. В Палехе это также диалог образной традиционной системы живописи с настоящим временем. При этом мы понимаем, что паблик-арту свойственна собственная стилистика и что, например, мурал не будет работать, если просто взять типичный сюжет палехской шкатулки и перенести его на стену в другом масштабе: получится плоско, банально и, главное, бессмысленно. Мы хотим вкладывать в это искусство определенные смыслы и задавать ноту игры. Игры, в которой задействованы художник, пространство, среда вокруг и зритель".