Поделиться

Заводы Южного Урала начали масштабную перестройку производства

В мире происходят тектонические сдвиги: перед российскими предприятиями за рубежом воздвигают торговые барьеры, а иностранные бренды массово покидают Россию. Формируется новая экономическая реальность - с необходимостью ускориться и перестроиться, чтобы компенсировать выпавшие из хозяйственного оборота звенья. Реальный сектор Южного Урала приспосабливается к новым условиям разными способами.
Татьяна Андреева/РГ

Наводят мосты

На автозаводе "Урал", по словам его гендиректора Павла Яковлева, уйти от импортных поставок решили еще около трех лет назад. Продукция предприятия на 90 процентов состоит из собственных узлов и деталей, за исключением ярославских двигателей и электрооборудования. При сборке используются также турецкие рули, китайские тяжелые мосты, раздаточная коробка, иногда коробка передач.

Чтобы свести зависимость от этих поставок к минимуму, в компании запустили проект "Мосты", руководитель которого Сергей Баширов оценивает общие затраты в 12 миллиардов рублей - небывалая сумма для машиностроительного комплекса региона. Эффект тоже ожидается немалый: локализация производства позволит автозаводу вдвое нарастить выпуск автомобилей повышенной грузоподъемности (в прошлом году с его конвейера сошло 8400 машин, в нынешнем планировали собрать 8600-9400). При этом комплектующими из Миасса будут обеспечиваться и другие российские автозаводы.

Поэтому власти региона поддерживают и продвигают этот проект, подчеркивая его общефедеральное значение. В итоге предприятие получило самый крупный в истории Челябинской области заем Фонда развития промышленности (ФРП) - 2 миллиарда рублей, позволивший начать закупку оборудования.

Первоначально серийное производство ведущих мостов и передних осей в Миассе хотели запустить в 2026 году, однако теперь срок перенесли на начало 2024-го. Дмитрий Стрежнев, гендиректор Объединенной машиностроительной группы, управляющей автозаводом, сообщил также: в семейство АЗ "Урал" вошла компания по выпуску пожарных автомобилей, что увеличивает спрос на дефицитную продукцию, есть и планы, связанные с развитием Челябинского завода дорожных машин - строительством нового производства.

На пике спроса сегодня и продукция завода "СпецАгрегат", где разработали семейство аэродромных машин, которые также закупались за рубежом - в Германии, Норвегии и Швейцарии. Эти продукты уральского автопрома по ряду характеристик должны обгонять "иностранцев". Гендиректор Евгений Субачев анонсировал показ первой поливомоечной машины на шасси "Урала" (аналог модели на базе "Мерседеса") в конце апреля. А до конца этого года создатели хотят представить три экспериментальных образца аэродромной спецтехники, которые пройдут испытания в челябинском аэропорту имени Курчатова. Запустить машины в серию собираются в начале 2023 года, а затем обеспечить ими и другие воздушные гавани страны.

Крутящий момент

Увы, некоторые компании санкционный демарш застал врасплох, обострив потребности в комплектующих, поступавших из-за рубежа. Многие машиностроители, к примеру, едва не встали из-за нехватки редукторов. На Южном Урале всего два крупных производителя этого вида изделий - заводы "Редуктор" и "ЕвроПривод". Оба перегружены заказами из-за ухода с российского рынка итальянских и немецких поставщиков.

Решать проблему власти региона и промышленники намерены испытанным способом - сформировав специализированный кластер. Первым шагом стало совещание потенциальных участников, на которое собрались около двух десятков предприятий, выпускающих спецтехнику, грузоподъемное оборудование, детали, узлы и механизмы к ним: Челябинский кузнечно-прессовый завод, "ЗлатоПрогресс", "Крановые технологии", "Иннотех", "Энергопром", "Оптиум" и другие компании.

Решать проблему дефицита комплектующих в регионе намерены испытанным способом - сформировав специализированный кластер

Кластер, как известно, - это ряд предприятий, связанных между собой технологическими цепочками. Инструменты поддержки, введенные на уровнях Федерации и региона, мотивируют бизнес к участию в таких объединениях, говорит директор регионального Фонда развития промышленности Сергей Казаков. В ассортименте финансовых "пряников" - возможность получения инвестиционного налогового вычета и льготных займов по региональной программе "Кластеры" под один процент и даже невозвратные денежные вливания.

Помочь в преодолении организационных сложностей должна экспериментальная модель хозяйствования. Суть в том, что управляющей организацией кластера, принимающей на себя административные хлопоты, становится не одно головное предприятие, так называемый якорный резидент, а областной ФРП, у которого для этого больше возможностей. Около месяца назад такое предложение прозвучало от Минпромторга РФ на конференции в Магнитогорске, посвященной поддержке промышленной инфраструктуры. Обкатать новую модель решили в двух регионах, в числе которых Челябинская область. Такой подход улучшит деловую коммуникацию на местах, считает помощник председателя совета директоров завода "Уралавтоприцеп" Олег Копылов. По мнению другого представителя реального сектора, директора компании "Уралкран" Сергея Кравчука, под управлением ФРП удастся лучше сбалансировать интересы всех участников кластера. Правда, есть одно но: получить положенные преференции резиденты смогут, когда новая структура будет внесена в реестр Минпромторга. Но всем понятно, что даже в условиях мобилизационной экономики подобное не случается сразу.

Домашний инжиниринг

Некоторые промышленники и вовсе встали перед необходимостью замещать не просто отдельные детали и узлы, попавшие в стоп-лист, а целые отраслевые сектора. Такая потребность, к примеру, возникла у крупных металлургических комбинатов, приобретавших на Западе современное сталелитейное и прокатное оборудование.

Реакцией на это стала инициатива создания центров инжиниринга в разных регионах страны, с которой выступил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Южный Урал откликнулся одним из первых.

Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) десятилетия сотрудничал с немецким концерном SMS, совместными усилиями построены многие современные агрегаты, в последнее время внедрялись технологии декарбонизации. Развивалось сотрудничество и с итальянской компанией Danieli, другими европейскими брендами.

Теперь закрывать потребность решено своими силами: на базе механоремонтного комплекса ММК, изготавливающего сменное оборудование, узлы и агрегаты горно-обогатительного производства, ремонтирующего и обслуживающего сложные механизмы, намечается создать инжиниринговую структуру в кооперации с ЦНИИчерметом. Это ведущая научно-исследовательская организация страны в этой области: сотрудники института занимаются техническим перевооружением крупных российских предприятий, повышением качества их продукции. Варианты сотрудничества обсуждаются, но конечная цель определена так: охват наукоемкими услугами всех крупных металлургических проектов Южного Урала.

А другой инжиниринговый центр - на базе объединения "Электромашина" и Южно-Уральского госуниверситета - сможет взять под опеку средние машиностроительные компании, полагают кураторы региональной промышленности.

Между тем

Глава Банка России Эльвира Набиуллина отметила, что экономика какой-то период может существовать на накопленных запасах, однако они закончатся, и тогда наступит время структурной трансформации и поиска новых моделей бизнеса. Руководитель ЦБ прогнозирует, что это произойдет во втором квартале - начале третьего нынешнего года.