издается с 1879Купить журнал

Пляжный всадник

Почему "переселили" в Юрмалу знаменитый памятник Петру

Можно представить реакцию жителей и гостей Юрмалы, когда в позапрошлом году на пути к пляжу появилась статуя Петра Первого на коне! Наездник, кажется, тоже спускался к морю... В канун 350-летия первого русского императора есть смысл вспомнить поучительную историю знаменитого рижского памятника1.

Хождение по мукам

Памятник по проекту немецкого скульптора Густава Шмидта-Касселя был торжественно открыт в 1910 году по случаю двухсотлетия со дня вступления в Ригу войск Петра Первого. В Первую мировую войну в ходе эвакуации памятник оказался на дне моря. В 1930-е годы его подняли эстонские водолазы, а рижские власти - выкупили. Останки бронзового Петра спасли от отправки в Германию на переплавку. Памятник не погиб во время Второй мировой войны2 и в новое время тоже избежал печальной судьбы "изделий" из цветных металлов. Однако восстановить его смогли благодаря энтузиастам и меценатам лишь в начале нынешнего века.

... хотя в начале ХХ века он был с большими почестями воздвигнут в латвийской столице.

"Сплавить" ("репатриировать" или "депортировать") монумент не смогли3. Но много лет "рижский всадник" скитался по закоулкам латвийской столицы, пока не оказался в районе юрмальского пляжа...

Скандальный факт наглядно показывает, как менялось в прибалтийском государстве отношение и к российским памятникам, и к исторической памяти.

Архитектор Эрнест Шталберг (1883-1958).

Латышские стрелки и художники

Когда в начале прошлого века разыгрывался конкурс на лучший памятник императору, лауреатами закономерно стали немецкие скульпторы. Они были представителями традиций знаменитой германской конной скульптурной школы4. К тому же со средних веков в прибалтийских землях традиционно правили потомки немецких рыцарей-крестоносцев и ганзейских купцов. Немецкие бароны, помещики и торговцы прочно обосновались в Прибалтике. После присоединения в 1721 г. Петром Великим Лифляндии с Ригой и Эстляндии с Ревелем (Таллин)5, а в 1795 г. Екатериной Второй - Курляндии с Митавой (Елгава)6, немецкое могущество усилилось. И русским генерал-губернаторам в Латвии приходилось защищать права тамошних "неграждан" - русских и латышей.

После падения самодержавия, когда уже латыши (преимущественно из крестьянских семей) заняли ведущие позиции в советском государственном управлении7, проводниками новой власти наряду с латышскими стрелками стали и деятели культуры. Многие из них учились и работали в России, боролись с царизмом и сидели по тюрьмам. Тогдашнее революционное поколение латышских поэтов8, художников,9 композиторов10 определяло развитие новых культурных и государственных символов.

Не были исключением и латышские скульпторы.

Скульптор Карлис Зале (1888-1942).

Петровский постамент для Свободы

Очень многие из них учились и работали в Санкт-Петербурге, Москве, Казани. Около 130 будущих скульпторов прошли через знаменитое петербургское училище барона Штиглица (1818-1884), носившего с 1953 по 1994 г. имя Веры Мухиной11. Латышские мастера стали авторами первых памятников по ленинскому плану монументальной пропаганды в Петрограде. Карлис Зале (1882-1942) создал бюсты Д. Гарибальди и Н. Добролюбова. Теодор Залькалнс (1876-1972) - Н. Чернышевского и О. Бланки. Янис Тильберг (1880-1972) - Т. Шевченко...

Одним из архитекторов "монументального" плана стал входивший в руководство изоотдела Наркомпроса РСФСР Эрнест Шталберг (1883-1958). До революции он отметился практическим участием в грандиозном проекте "Новый Петербург", крупнейшей архитектурно-строительной реконструкции, прерванной из-за Первой мировой войны. Сегодня построенное при его участии здание на полукруглой площади острова Декабристов остается главным и едва ли не единственным воплощением той красивой идеи.

Вернувшись в Латвию, Шталберг вместе с Карлисом Зале12 создали в тридцатые годы самый знаменитый сегодня в Риге памятник - статую Свободы. В 1935 г. она заняла место Петра на гранитном постаменте13. Камень из пьедестала Петровского монумента авторы пустили в дело и при сооружении известного мемориального комплекса "Судрабкалныньш" ("Серебряный холм") в память о защитниках Риги в боях 1919 года...

Не ждали

Вернется ли в Ригу Петровский конный монумент? Его там не ждали год назад, к 300-летию со дня подписания Ништадтского мира, по которому Швеция уступила России прибалтийские земли. Не ждут и к 350-летнему юбилею Петра Великого. Остается ждать, когда появится новое поколение правителей и идеологов, для которых многоликое прошлое народов на Балтике станет все-таки нашей общей историей14. Ее не отправишь с глаз долой, как неугодный монумент.

КСТАТИ

В 2003 году, накануне празднования 300-летия Санкт-Петербурга, копия рижского памятника Петру I была установлена на площади перед Константиновским дворцом в Стрельне.

1. В. Петрова, В. Потапов. Петр I на Александровском бульваре//Даугава. N 6, 1998/ http://www.russkije.lv/ru/journalism/read/petrova-potapov-petr-pub/mce_style= (дата обращения: 19.04.2022); Мироненко О.П. Тайны дворцового монумента. СПб., 2006; Гаркуша О.М. Памятник Петру Великому: открытие монумента в Риге в 1910 году//Константиновский дворцово-парковый ансамбль: исследования и материалы. Сборник статей. - СПб.: Государственный комплекс "Дворец конгрессов", 2013. С. 183-200; А. Березовская. Приключения памятника//Русский мир. Ru. 2020. Декабрь. С. 54-59.

2. В самой Германии многие памятники, например, Бисмарку и Вильгельму I (в т.ч. конные) были переплавлены во время Второй мировой войны.

3. См.; Мироненко О.П. Тайны дворцового монумента. СПб., 2006. С. 26-30.

4. В жанре конной статуи лидерство и авторитет знаменитых архитекторов и скульпторов Германии (П. Беренса, А. Кисса, X.-Д. Рауха, И.Г. Шадова, А. Шлютера, Г. Эберлейна и многих др.) были в то время бесспорными. Тогда в Германии насчитывалось более 300 конных памятников, только в одном Берлине их было девятнадцать - такого количества не было ни в одной из европейских столиц. Об этом см.: В. Петрова, В. Потапов. Указ. соч. Да и сегодня в духе этих традиций, а также новых технологических веяний образцового канцлера Германии Ангелу Меркель "почтили" монументальной статуей на коне, изготовленной из бетона с помощью 3D-печати.

5. В результате победы России в Северной войне (1700-1721) и подписания мирного договора со Швецией в Ништадте (сейчас- Финляндия).

6. В результате третьего раздела Польши между Российской империей, Прусским королевством и Австрийской монархией и манифеста о присоединении со стороны земель Курляндского герцогства.

7. Их было действительно очень много, и прежде всего в силовых ведомствах: Я. Алкснис, Э. Берзин, И. Вацетис, Л. Заковский (Г. Штубис), М. Лацис, Я. Петерс, Я. Рудзутак, И. Смилга, П. Стучка, Я. Фабрициус, Р. и Г. Эйхе, Я. Янсон и др.

8. Известный латышский народный поэт Ян Райнис (1865-1929) - студент юридического факультета Петербургского университета (1884-1888). Был арестован и сослан (1897-1903). В 1905-1920 гг. находился в эмиграции (Швейцария). После возвращения в Латвию его земляк, однокашник и соратник, один из основоположников советского права П. Стучка сказал о нем: "Райнис среди поэтов по-своему стоит Ленина среди политиков и революционеров" (цит. по А. Семенов. Как стать великим//Псковская губерния. 2018. N 34 (906) от 5-11 сентября. В 1920 г. избран в Конституционное собрание Латвийской Республики, был министром образования (1928-1930).

9. Художник Александр Апсит (1880-1944) - автор ярких иллюстраций и открыток: много рисовал для журналов "Родина", "Звезда", "Нива" и др. Во время гражданской войны (1917-1919) стал основоположником советского политического плаката. В 1939 г. уехал в Германию. Рихард Зариньш (1869-1939) - художник, график, автор почтовых марок сначала в Российской империи и первых революционных марок Советской России. Вернувшись на родину, создал национальную школу графики и возглавил работу над государственной символикой Латвии. Можно сказать, что его учеником был Ансис Цирулис (1883-1942) - тоже выпускник училища Штиглица, автор знака латышских стрелков в Первую мировую войну, первой латвийской почтовой марки и дизайна флага Латвийской Республики.

10. Композитор Алфред Калниньш (1879-1951) учился в Санкт-Петербургской консерватории (1897-1901). В 1917 г. написал свою версию гимна Латвии. Несколько лет жил и работал в США (1927-1933). Один из основателей латвийской оперы. Народный артист Латвийской Советской Социалистической Республики. Любопытно, что автором гимна Латвийской ССР стал А.Я. Лепин (1907-1984), по отцу - Лепиньш, родившийся в семье настройщика музыкальных инструментов, переселившегося из Латвии в Россию. Сегодня этого композитора больше знают по его ставшей народной музыке к кинофильмам ("Здравствуй, Москва", "Чук и Гек", про Ивана Бровкина, "Карнавальная ночь", "Человек ниоткуда", "Деревенский детектив" и многим др.).

11. Сама В.И. Мухина (1889-1953) родилась в Риге, но в русской семье, и училась в Крыму, Москве и за границей. А училище, ставшее академией в новейшее время, с 2006 г. носит наименование "Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица".

12. Под руководством Шталберга еще в школе Зале готовился к поступлению в художественное училище. Потом учился в Казани и Петербурге. В революционном Петрограде, занимаясь его "украшением", пытался сделать свои произведения "полевей". В начале 20-х в Берлине близко сошелся с футуристами. См. об этом: Е. Обатнина// Художник и История, или Как сделан "Памятник погибшим анархистам", Журнальный клуб Интелрос "НЛО" N122, 2013/ http://www.intelros.ru/readroom/nlo/122-2013/20569-hudozhnik-i-istoriya-ili-kak-sdelan-pamyatnik-pogibshim-anarhistam.html (дата обращения: 19.04.2022).

13. Истории о том, благодаря чему в советское время "идеологически неправильный" памятник сохранился (в т.ч. свидетельства о роли В. Мухиной в его "спасении"), обсуждаются в печати и ждут архивных исследований и документальных подтверждений. См.: Федосеев Л. Обзор прессы//Час. N 268 (385). 19.11.1998; Anita Bormane. Brvbas pieminekli uzspridzint, Pteri I viet...//Latvijas Avze ](Латвияс Авизе). 05.05.2006 https://www.apollo.lv/4904682/brivibas-pieminekli-uzspridzinat-peteri-i-vieta [(дата обращения: 19.04.2022); А.А. Березовская. Дом на Тургеневской улице //Русский мир. Ru. 2010. Июль. С. 49-51; Карлис Зале возвел памятник Свободы, Вера Мухина его спасла//Латвийские вести. 24.09.2015. N 38 https://rus.lsm.lv/statja/novosti/obschestvo/okutannomu-legendami-simvolu-pamjatniku-svobodi-80-let.a155503 (дата обращения: 19.04.2022); К. Загоровская. И миллионы Веры Мухиной, и граненый стакан - мифы. 29.05.2020 http://www.freecity.lv/zhzl/65956 (дата обращения: 19.04.2022).

14. По данным статистики, в 1989 году в Латвийской ССР проживало более 2,6 млн человек (из них - 0,9 млн русских), а в 2000 году в Латвийской Республике население насчитывало около 2, 4 млн человек (из них - 0,7 млн русских, 0,6 млн - "неграждан"). В настоящее время в Латвии проживают около 2 млн человек (из них - 0, 46 млн русских, около 0,2 млн - "неграждане").