04.05.2022 18:26
    Поделиться

    Антон Алиханов: Калининградская область не превратится из "окна в Европу" в тупик

    Единственный российский эксклав, самый маленький субъект Российской Федерации с миллионным населением, отделенный от метрополии тремя государственными границами, по-особому ощущает на себе очередную санкционную волну. Как снабжается регион и как сообщается с "большой Россией"? Что больше всего беспокоит его жителей? Не превратится ли западное "окно в Европу" в тупик? Об этом рассказал в интервью "Российской газете" губернатор Калининградской области Антон Алиханов.
    РИА Новости

    Антон Андреевич, слухи о блокаде или "полублокаде" Калининграда в других регионах России продолжают циркулировать. Вас тоже об этом спрашивают, как отвечаете?

    Антон Алиханов: Я отвечаю, что у нас все тихо и спокойно, блокады нет, туристы к нам продолжают ехать на поездах и летать самолетами, товары привозят фурами, железной дорогой, паромами и теми же самолетами, никаких кардинальных изменений в нашей жизни не произошло, мы все так же чувствуем себя спокойно, уверенно и ждем гостей из других регионов страны.

    Но продолжаю слышать эти разговоры, как ни удивительно. Вчера руководитель крупной туристической компании рассказал: пригласил сюда своих коллег из других регионов России, оплатил им проживание и все остальное, и из 35 приглашенных приехали только 16. Остальные отказались, потому что "у вас там опасно". Мне кажется, такие страхи, не имеющие обоснования, - это что-то необъяснимое с точки зрения логики, даже иррациональное. Наверное, нужно какое-то время, чтобы все немного успокоилось.

    Потенциальные гости региона опасаются, что лететь в Калининград теперь, после закрытия неба соседями, долго и дорого. Вы сами часто летаете в Москву, как оцениваете изменения?

    Антон Алиханов: Как совершенно некритические. Да, самолеты от нас и к нам сейчас летят не над территорией Литвы, а над нейтральными водами Балтики, но увеличение времени полета малозаметное. Например, до Москвы оно увеличилось минут на тридцать, теперь это два с небольшим часа, до Петербурга примерно так же. Самолеты, кстати, летают полные, сейчас до полусотни в день наш аэропорт Храброво принимает и выпускает. Билеты чуть подросли в цене, но это обычная практика к началу летнего сезона.

    Как изменилось железнодорожное пассажирское сообщение? Может ли на него как-то влиять Литва, по территории которой идут поезда между Калининградом и "большой" Россией?

    Антон Алиханов: Здесь без изменений, на поездах в Калининград граждане России как ездили, так и ездят, главное - иметь загранпаспорт. Никакая "рельсовая война" тут невозможна, поскольку калининградский транзит регулируется соглашениями на уровне России и ЕС, Литва не может ничего в них изменить. За многие годы этого транзита эксцессов никогда не было, надеемся, не будет и впредь.

    Проезд на машине в Калининград, по тем же международным соглашениям, возможен не только по шенгенской визе, но и по УТД - упрощенному транзитному документу. Но сейчас мало кто может воспользоваться этим способом, вы поэтому просили о снятии ограничений на выезд в Евросоюз для калининградцев?

    Антон Алиханов: Да, калининградцам такое разрешение нужно, чтобы поехать в Россию на своем транспорте, это удобнее, чем на пароме. Также это сняло бы проблемы поездок в Беларусь. МИД нас уже поддержал, ждем решения правительственной комиссии.

    Вы также просили не ограничивать европейские грузовые автоперевозки в ответ на санкции ЕС, запретившего российским транспортным компаниям перевозить грузы по Европе. Почему это важно для Калининграда?

    Антон Алиханов: Потому что для региона такие перевозки - единственная возможность получать некоторые виды товаров из Европы. Я понимаю предложение АСМАП (Российская ассоциация международных автоперевозчиков. - Ред.), которая просит зеркально ответить на санкции ЕС и запретить европейским перевозчикам работать в нашей стране. Но я прошу всегда учитывать фактор географии. Говорят, что в 1990-х годах на двери одного из руководителей департаментов федерального правительства висела табличка "Помни про Калининград!". Регион тогда стал эксклавом и появилось правило: когда готовятся любые документы и решения, помни про Калининград - у него особое положение и часто для него необходимо делать исключения. Напоминать об этом - наша задача в том числе.

    В своем телеграм-канале губернатор иногда может перепостить дельные пожелания горожан. Например, про предложение пива авиапассажирам. Фото: telegram /@Антон Андреевич

    Возможно ли теоретически заблокировать морской путь в Калининград?

    Антон Алиханов: Нет. Угроза водным путям равносильна объявлению войны, поэтому очень сомневаюсь, что подобного рода решения могут быть приняты кем-то в здравом уме, уверен, что этого не произойдет.

    Морские перевозки развиваются, к двум паромам на маршруте Балтийск - Усть-Луга недавно прибавились новый паром "Маршал Василевский" и универсальный сухогруз Ursa Major, в конце года ожидается паром "Генерал Черняховский". Сколько всего их нужно для обеспечения региона?

    Антон Алиханов: Назвать точное количество судов я не могу, но давайте посчитаем. Объем товарооборота для обеспечения нужд Калининградской области и вывоза отсюда произведенных товаров - это порядка 20 миллионов тонн грузов в год. Сейчас четыре действующих парома могут перевезти от 900 тысяч до миллиона тонн в год каждый. Но это не значит, что нужно двадцать таких паромов. Большое количество грузов можно вывозить другими судами - сухогрузами, контейнеровозами, танкерами. С этим не должно быть особых сложностей: большой флот высвободился сейчас с учетом запрета для российских судов на заход в порты стран ЕС.

    У нас блокады нет, туристы к нам продолжают ехать на поездах и летать самолетами, товары привозят фурами, железной дорогой, паромами и самолетами

    Сейчас паромные перевозки преимущественно грузовые, будут ли пассажирские и целесообразны ли они с учетом стоимости и длительности, ведь морем от Усть-Луги до Балтийска почти двое суток?

    Антон Алиханов: Для такой пассажирской линии, конечно, не все типы судов подходят. Здесь ключевой вопрос - стоимость, чтобы судовладелец вышел хотя бы на самоокупаемость. Ведь круизные лайнеры настолько огромные и дорогие по некоторым типам кают, что вряд ли на этот маршрут наберется 2,5 тысячи пассажиров, людям будет проще добираться самолетом, чем платить за такое морское приключение. Но есть другие типы судов, которые тоже могут решить вопрос с перевозкой людей и их автомобилей. Мы продолжаем переговоры с судовладельцами, в том числе по судам, которые сейчас строятся и скоро сдаются.

    В своем Телеграм-канале вы постоянно даете статистику по транспортному комплексу: сколько за сутки самолетов, фур, грузовых поездов въехало-выехало и сколько ввезено-вывезено грузов. Ощущение, что каждая банка сгущенки на учете. Означает ли это, что у властей есть полное представление, чего и сколько в закромах? В какой степени регион обеспечивает себя продовольствием, ощущается ли какой-то дефицит продуктов?

    Антон Алиханов: Эти справки, которые я публикую, достаточно поверхностные, мы-то знаем товарооборот гораздо более подробно благодаря плотным взаимоотношениям с таможней и железной дорогой. Про точное количество банок сгущенки не могу сказать, но в каких объемах и что ввозится и вывозится, представляем четко.

    Мы уже давно по многим продовольственным товарам вышли на уровень самообеспеченности, производим даже намного больше, чем нам надо, и вывозим на другие территории РФ и на экспорт. Конечно, какие-то продукты питания ввозим из России и других государств. Но дефицита ни в каких продуктах нет, все доезжает до нас.

    А что происходит с ценами в розничной торговле?

    Антон Алиханов: Когда только начинались эти санкции, были определенные опасения и сложности, возник спекулятивный рост цен. Мы плотно работали с бизнесом, таможней, минтрансом, и сейчас цены сильно скорректировались вниз. Думаю, со временем они дойдут до уровня, который был до 24 февраля.

    Очень показательный пример - цемент, его в область ввозится много, строительство идет активное. И когда в конце февраля возник дефицит из-за сбоя в поставках, предприимчивые деятели его начали активно скупать и потом перепродавать по спекулятивной цене на интернет-площадках. Сейчас ситуация выправилась, цемента ввезено достаточно и цены ушли вниз. Такой же короткий момент всплеска цен на дизтопливо мы видели на некоторых заправках, потому что попавшим под санкции компаниям пришлось менять пути доставки топлива в регион и возникли опасения дефицита. Но очень быстро все нормализовалось, и топлива хватает, и цена упала.

    Наверное, калининградцы не беспокоятся и об энергобезопасности: в регионе построены четыре новые ТЭС, подземное газохранилище, терминал для транспортировки сжиженного газа. А о чем волнуются, что говорят социологи о настроениях в обществе?

    Антон Алиханов: Да, энергобезопасность не беспокоит жителей региона, в отличие, кстати, от наших соседей. За счет федеральных ресурсов созданы огромные возможности энергосистемы, и она может существовать в полностью автономном режиме. А вот что касается обеспечения продовольствием, тут фиксировалась определенная тревога в начале спецоперации. Сейчас она снизилась, мы стараемся больше информировать о насыщенности торговых сетей, о том, как работают и расширяются фермерские, рыбоводческие хозяйства, как идет посевная. Люди видят, что товар на полках есть, и страх постепенно уходит. За последние пять лет уровень выпуска нашего сельского хозяйства увеличился почти на пятьдесят процентов, это локомотив развития региона, и уж что-что, а прокормить себя мы точно сможем.

    Антон Алиханов регулярно рассказывает своим подписчикам о ситуации в Калининградской области. Фото: telegram /@Антон Андреевич

    В 90-е годы социологи фиксировали в регионе очень высокую долю сепаратистских настроений, 25 процентов в той или иной степени дрейфовали на запад вплоть до отделения от России. Что сейчас?

    Антон Алиханов: Сейчас таких настроений у нас нет, мы, наоборот, показываем единство со страной, поддержку ее руководства, нашей армии. А что касается 90-х, то я посмотрел, через что Калининградская область прошла за последние 30 лет. Представьте, что в 1995 году регион показывал всего лишь 17 процентов уровня промпроизводства 1990-го года. Это было не просто падение, это прыжок головой вниз в бездну. Неудивительно, что люди тут отчаялись: полный разрыв хозяйственных связей и существование, по сути, на острове. И в этом смысле надо отдать должное калининградцам, которые пережили это, приспособились и вышли на новый уровень.

    Вот есть такое, в частности, опасение: "Мы раньше были окном в Европу, витриной России, видели мощное развитие, а теперь с закрытием границ тут будет тупик и, наверное, федеральный центр перестанет вкладывать сюда деньги". Как прокомментируете?

    Антон Алиханов: По поводу тупика - давайте посмотрим на географическую карту. "Новый шелковый путь" - мультимодальный маршрут из Азии в Европу, где Калининград играет роль важного транзитного узла, никуда не исчезнет. И, хотя сейчас есть определенное торможение на этом направлении, все равно к нему вернемся. Потому что уже развитые логистические мощности никуда не денутся. И нигде не появятся, во всяком случае - быстро. А южный коридор, через Казахстан, Азербайджан, Грузию, с перегрузкой на Каспии и Черном море, не может стать альтернативой, поскольку он дольше и дороже в разы.

    А что касается развития Калининграда, помните это пессимистичное настроение после проведения здесь матчей футбольного ЧМ-2018: мол, праздник закончился, а с ним и все большие стройки. Однако, как видим, большие стройки продолжаются. Напомню, что в марте 2018 года, еще до начала ЧМ, президент в ходе визита в Калининград принял решение создать здесь один из нескольких крупных культурно-образовательных комплексов в стране. И это строительство, как видим, на острове Октябрьский идет полным ходом. Уже готова образовательная часть, учебные корпуса и общежития, работают филиалы Центральной музыкальной школы им. П.И. Чайковского и Московской государственной академии хореографии. Под крышу подведен филиал Третьяковской галереи, завершается подготовка свайного поля под строительство филиалов Большого театра и РГИСИ.

    Внимания к Калининграду не стало меньше. У нас продолжаются масштабные дорожные проекты, в областном центре строится мост через реку Преголя, продолжается строительство автобана "Приморское кольцо", соединяющего города побережья, и другие крупные инфраструктурные стройки с федеральным участием, как, например, грузопассажирский порт в Пионерском.

    Есть еще такое мнение: "Одним из аргументов переезда сюда из других регионов России была близость Европы и возможность путешествовать по ней, теперь поток "понаехавших", наверное, снизится".

    Антон Алиханов: Бум переселения в область был как раз тогда, когда закрылись границы из-за коронавируса. Думается мне, что есть другие основания для принятия решения о покупке жилья и переезде в Калининградскую область. Европа - Европой, но Калининград сам по себе - просто классное место для жизни. И он всегда таким был, несмотря на все экономические провалы, здесь никогда не снижалась численность населения, с 1990 года только росла. Прошлый год был рекордным - больше 16 тысяч человек переехали сюда на постоянное место жительства.

    Вы сами тоже "понаех" достаточно недавний. Когда вы ехали сюда, какое было представление о регионе, как оно изменилось за эти годы?

    Антон Алиханов: Нас тут 54 процента таких, "понаехов" в первом поколении. А о регионе я детально знал особенности функционирования Калининградской особой экономической зоны, таможенного регулирования и тому подобное. Сейчас я убежден, что Калининградская область - это лучший регион страны. Главное, здесь есть чем заняться, открываются новые производства, вот только за последний месяц - высокотехнологичное производство нагревательной электропроводящей нити в Зеленоградском районе и крупный завод по утилизации биоотходов под Гвардейском. У нас в последние два года сильно выросла доля экономически активного населения, "понаехов" надо просто быстрее калининградцами делать, они приносят в нашу жизнь динамику.

    Между тем

    По данным соцопросов Калининградской мониторинговой группы, выросла поддержка политики, проводимой президентом Владимиром Путиным (экономическую и социальную политику поддерживают соответственно 65 и 64% опрошенных, а международную - 75%). На вопрос "Вы лично как-то готовитесь к возможному экономическому кризису в стране?" 63% ответили: "никак не готовлюсь", 2% планируют переезд в другой регион России и 1% - в другую страну, 17% экономят, 13% собираются выращивать овощи на своем участке, 12% запасаются продовольствием. 44% чувствуют уверенность в завтрашнем дне, 48% - нет.

    На вопрос "Что лично вызывает у вас тревоги и опасения, если говорить о ситуации в Калининградской области?" 13% ответили: "ничего", а у остальных первая тройка тревог: 54% - рост цен на продукты, 52% - военные действия на территории России, 45% - изоляция региона от континентальной части России. Потеря работы, дефицит товаров, враждебное отношение со стороны жителей других стран существенно отстают.

    Поделиться