Юбилейный поход ботика Петра: от Петропавловской крепости до Кремлевской набережной

Ботик стал экспонатом грандиозной Политехнической выставки, посвященной 200-летию Петра Великого
Два московских музея, Исторический и Политехнический, празднуют в этом году свое 150-летие. Своим появлением они обязаны грандиозной Политехнической выставке, прошедшей в Москве летом 1872 года и приуроченной к 200-летнему юбилею Петра Великого.

От Петра I до Александра II

В Европе во второй половине XIX века промышленные выставки проводились регулярно. На них, выросших из средневековых ярмарок, демонстрировались последние достижения науки и техники, произведения искусства и кустарной промышленности. В 1868 году члены Общества любителей антропологии и этнографии выступили с инициативой создания в Москве доступного просветительского музея по всем отраслям знаний. Политехническая выставка должна была показать достижения науки и техники за годы, прошедшие после того, как Петр прорубил для России "окно в Европу". К тому времени Россия после "великих реформ" Александра II вступила на путь промышленного развития. Новейшие преобразования перекликались с реформами, проведенными Петром I.

На этом и сделали акцент устроители выставки, перекинув "исторический мостик" от одного царя-реформатора к другому. Даже на памятных медалях их портреты печатали вместе.

Изначально выставку в честь 200-летия Петра хотели провести в Санкт-Петербурге. Но Москва "победила", напомнив, что родился и вырос будущий император именно здесь.

Карел де Моор. Портрет Петра I. 1717 г.

Город у стен Кремля

Такого размаха Первопрестольная еще не видела. Для размещения экспонатов выставки в Москве вокруг Кремля был выстроен целый город. 86 больших и маленьких, футуристично-грандиозных и патриархально-провинциальных павильонов разместили в Манеже, трех Александровских садах и на набережной Москва-реки вдоль Кремля до Москворецкого моста. Общая площадь выставки составила около 20 гектаров. Для доставки материалов и экспонатов от всех вокзалов к Кремлю протянули временные железнодорожные пути, а линия от Брестского вокзала до Иверских ворот стала первой пассажирской линией конки.

План выставки.

Каждый отдел выставки давал посетителям увидеть, как было при Петре и что изменилось с тех пор.

В павильонах представили свои достижения 10 тысяч участников из всех российских губерний и около 2 тысяч - из Австро-Венгрии, Бельгии, Великобритании, Германии и других стран, которые везли свои образцы по земле и по воде. 25 железных дорог России и девять пароходств ввели скидки - вплоть до стопроцентных - на провоз экспонатов и депутатов, командированных в Москву.

Серебрянная модель ботика "Дедушка русского флота". Морской отдел.

Морской отдел - гвоздь выставки

Далеко не все были в восторге от пестрого городка, выросшего рядом со стенами Кремля. Художник Илья Репин писал Владимиру Стасову:

Неприятнее всего поразило меня в Москве (Москву я люблю как родную мать и нахожусь всегда точно в гостях у матери - в Москве) противно, гадко выстроенная Политехническая выставка, особенно наверху у колокольни Ивана Великого и внизу против гостиницы Кокорева, где я имею большое удовольствие проживать, в 58 N; очень большое удовольствие потому, что из окна я вижу Кремль, Василия Блаженного, Спасские ворота, башни стены, колокольню Ивана Великого, все эти колоссальные, освященные веками и замечательно художественные вещи. Теперь особенно чувствительна их художественная грандиозность, когда есть сравнение: внизу слепили "курам на смех" клетушки для выставки - должно быть, немец задался опошлить пресловутый мотив русской избы - хуже выдумать нельзя. Внизу здания имеют вид прачешной; назначения их не знаю. Впрочем, Морской отдел очень хорош, по крайней мере общеевропейская вещь; около здание очень хорошее - что-то китайское. Все это Вы сами увидите и оцените"1.

Художник И.Е. Репин (1844-1930).

Морской отдел все без исключения называли украшением выставки. Павильон, выстроенный по проекту архитектора Ипполита Монигетти при участии инженера Николая Путилова, - целиком из металла и стекла площадью более 2 тысяч метров - даже хотели сохранить, планируя разместить в нем экспонаты Политехнического музея. Но впоследствии деньги понадобились для строительства нынешнего здания музея, павильон был разобран, а материалы проданы.

В центральной нише Петровского павильона два прижизненных портрета Петра, его шляпа, шпага и трофеи.

Артефакты главного павильона

Репину, судя по описанию, довелось наблюдать из окна "Городок отдыха" на Варварской площади. Здесь можно было перекусить в чайной, посидеть с книгой в тишине читальни, размяться в гимнастическом городке или посетить "открытые уроки" в народной школе - от физики, химии и минералогии до садоводства, шитья и рукоделия. Преподавателями на время выставки стали ведущие ученые того времени и передовые предприниматели. Отдельные программы были составлены специально для посетителей, не знакомых с грамотой.

Большой популярностью пользовался и Народный театр, работавший с июня до середины осени 1872 года. За это время было дано более 100 спектаклей и концертов. Цена билетов - от 5 копеек до двух с половиной рублей, причем дешевые билеты продавались по будням, а в выходные и праздники цена удваивалась.

Билет для входа на выставку.

А главным павильоном выставки стал Исторический, полностью посвященный личности Петра и его эпохе. Этот отдел курировал, как сказали бы сейчас, ректор Московского университета Сергей Михайлович Соловьев2. За два года до открытия выставки по всей стране и за рубежом, в архивах и частных собраниях начался поиск экспонатов. В газетах печатались объявления с призывом сообщать устроителям выставки обо всех предметах и артефактах, связанных жизнью и деятельностью Петра Великого. Посетителям предстояло увидеть эволюцию быта, одежды и обуви, материалов, инструментов, станков и приспособлений от петровских времен до новейших достижений отечественного и зарубежного производства.

Жетон для прохода на выставку.

Даже краткое перечисление экспонатов исторического павильона занимает четыре страницы журнального формата: подлинные предметы, принадлежавшие императору, прижизненные портреты Петра, военные трофеи, портреты его современников были предоставлены Оружейной палатой, Морским музеем, царской семьей, частными лицами.

Девять предметов направил на выставку даже Эрмитаж!3

Вот только некоторые артефакты:

- простреленная шляпа и мундир, которые были на Петре во время Полтавской битвы; к ним прилагалась подлинная шпага, покоившаяся на специальной подушке с вышитыми словами: "А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего";

- орден св. апостола Андрея Первозванного, принадлежавший Петру;

- трофеи Полтавской битвы - носилки шведского короля Карла XII, шведский фельдмаршальский жезл, мечи, литавры, барабаны, трубы;

- одежда, сапоги, трость, кровать и экипажи Петра - одноколка и зимний возок.

По всему историческому павильону было развешано множество живописных и гравированных портретов Петра Великого. А в одном из залов воссоздали интерьер рабочего кабинета Петра.

Прием ботика "Дедушка русского флота" перед морским отделом выставки. 30 мая. 1872 г.

Московская швартовка Ботика Петра

Василий Суриков, написавший к выставке несколько картин из жизни Петра и оказавшийся в Москве в дни открытия, писал родителям: "Вчера приехал в Москву царь и некоторые великие князья. Город был довольно хорошо иллюминирован. Мы ходили с знакомыми моего товарища смотреть всю эту церемонию. Меня-то это мало интересовало, потому что в Петербурге я видел все гораздо лучше, а простых и добродушных москвитян это страшно занимает"4.

Главным действием на открытии Политехнической выставки стало прибытие Ботика Петра, совершившего путешествие из Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге к пристани Морского павильона на Кремлевской набережной. Для следования ботика был написан отдельный Церемониал, больше похожий на распорядок путешествия царской особы. Прибывший в Москву "Дедушка Русского Флота" стал основным экспонатом Морского павильона, показывавшего эволюцию кораблестроения, начало которому было положено при Петре.

Отправка Ботика Петра обратно в Санкт-Петербург состоялась 30 августа 1872 года и ознаменовала завершение выставки. А уже в декабре ее экспонаты снова стали доступны публике, но уже в составе экспозиции Политехнического музея5.

P.S.

За время работы выставку посетили 750 тысяч человек, что превышало все население Москвы, составлявшее тогда 620 тысяч. Причем 100 тысяч посетителей - рабочие и учащиеся - воспользовались правом бесплатного прохода на выставку.

Материалы, выпущенные к Политехнической выставке и опубликованные по ее итогам, дают интересный срез картины жизни в России в 1870-х годах. Множество книг и журналов оцифровано и доступны для чтения онлайн.

1. Репин И. Переписка с В. Праховым http://ilyarepin.ru/pisma72/

2. Общая программа Исторического отдела Политехнической выставки 1872 года. - М., 1870.

3. Андреева Д.А. Петровская тема в экспозиции Московской политехнической выставки // Труды Государственного Эрмитажа. [Т.] 101. Петровское время в лицах - 2019 : материалы научной конференции. СПб., 2019. С. 20-26.

4. Суриков В.И. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977. http://az.lib.ru/s/surikow_w_i/text_0010.shtml

5. Семенова О. Прекрасен фасад Политехнического музея..." // Наше Наследие. 2011. N 99. http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/9916.php

СВЯЗЬ ВРЕМЕН

Единственное сооружение выставки, сохранившееся до наших дней, - храм в русском стиле. После выставки его перевезли в Люблино, в усадьбу купившего строение купца Голофтеева, а оттуда в 1927 (!) году - в село Рыжево под Егорьевском.

Спроектировал и построил храм председатель Московского Архитектурного общества Николай Шохин. Церковь была образцовым экземпляром нереализованного проекта возведения типовых сборно-разборных деревянных храмов для отдаленных регионов Российской империи.