издается с 1879Купить журнал

Три дня Ивана Васильевича

Мой земляк ушел из жизни так же мужественно, как воевал

Три дня в крещенские морозы 2018 года в реанимации Тотемской районной больницы умирал в агониях старший разведчик артиллерийского полка, ефрейтор, ветеран Великой Отечественной войны Иван Васильевич Мокроусов.

Иван Васильевич Мокроусов

Ему было уже за девяносто. Он был весь изранен. На Воронежском фронте осколок угодил в позвоночник, под Красной Горкой были изуродованы руки и ноги, многократно контужен. Но была в этом крестьянине и солдате такая воля к жизни, такие упорство и стойкость, умение выживать и побеждать, что он прошел через кромешный ад войны и закончил ее в Бренцлау.

И в эти трагические дни ухода организм его и воля приняли последний неравный бой с костлявой старухой, про которую говорят, что ее ни пеший не обойдет, ни конный не объедет.

Иван Васильевич родился в крестьянской семье на берегах речки Тиксны Тотемского уезда, где народ отличала особая истовость в труде и отчаянный характер. В деревенские праздники не только хороводы водили, но и с особой удалью бились с ватагами парней из соседних деревень. На Тиксне плясали под гармонь и пели задорно:

Нас побить, побить хотели,

На высокой на горе.

Не на тех вы налетели,

Мы и спим на топоре...

Это особая статья - крестьянин на войне с его деловитостью, истовостью и бесстрашием. Под Красной Горкой, защищая Ленинград, Иван Васильевич вел наблюдение за огневыми точками противника через стереотрубу. Без этой трубы и умения разведчика артиллерия беспомощна. Нужно внимательно, не отводя глаз, наблюдать за линией противника, не прозевать и засечь вспышку огневой точки.

Через несколько секунд послышится звук выстрела и вой снаряда, по которому опытные бойцы определяли калибр орудия и точку попадания снаряда. Нужно нанести координаты огневой точки, чтобы артиллерия могла подавить ее.

Редко, но рассказывал Иван Васильевич своим родным фронтовые эпизоды. Как вставала черной тучей стена разрывов, как минометный расчет прятался в только что взрытую снарядом воронку, потому что два снаряда в одну воронку не попадают. Какая вонь от сгоревшего тротила стояла в этой воронке. А снаряды все ложились и ложились рядом, вот-вот засыплют бойцов. Нужно копать ступеньки, чтобы выбраться из этой могилы. Как товарищи кричали Мокроусову, копающему эти ступени:

- Ванька! Да ты никак ранен!

Не заметил Иван ранения. Только крови уже полный валенок набежал.

До санчасти смог еще на своих двоих. Но в госпиталь ехать наотрез отказался: "Тут отлежусь, а то переведут в какую другую часть. А эта - уже родная".

В ней на звание Героя Советского Союза представлен был. Во время боя перебило провод связи. Один связист погиб, второй, третий.

Командир кричит: "Кто восстановит связь - того представлю на звание Героя!" Мокроусов пошел, под пулями и снарядами восстановил.

Пожалели Мокроусову дать Героя. Отделались орденом.

А он и есть самый настоящий Герой. После войны израненную ногу пришлось хирургам отрезать, на правой руке пальцев почти не осталось - осколками срезало. А домой вернулся, на печке не стал лежать. Женился, детей наплодил и работал, работал день и ночь. Плотничал, хозяйство держал, сапоги в артели тачал.

Борозды на руках от дратвы сапожной остались до самой смерти...

И еще осталась в памяти частушка от Ивана Васильевича:

Нас нигде не зажимали,

Нас и нынче не зажмут.

А зажмут и похоронят,

По могиле не пройдут...

Вологодская область