А Певцов и Дроздова уже начали прослушивания нового набора студентов ИСИ. Дмитрий отвлекся лишь на разговор с "РГ".
На что вы прежде всего смотрите - кроме качества чтения текстов?
Дмитрий Певцов: Смотрим, как человек выглядит на сцене. Та ведь как лупа - уменьшает или увеличивает. И люди, в жизни эффектные, вдруг превращаются в ничто.
А вам важно, что творится в головах молодых людей?
Дмитрий Певцов: Очень важно. Эта профессия, во-первых, развивает в человеке эгоцентризм. А во-вторых, в нее можно погрузиться так, что потом окажешься неготовым к тому, что происходит во внешнем мире. В год, когда мы с Ольгой выпустили наш первый курс, не было просмотров ни в какие театры, и ребята, ставшие нам за 4 года родными, вдруг оказались в пустоте, без работы. Мы были в отчаянии - на что ушло столько усилий?! Но решили, что все-таки будем продолжать наборы: пусть лучше студенты пройдут через наши руки, и мы дадим им то, что им надо дать - иначе они попадут к тем, кто вымещает на молодых свои комплексы по поводу несбывшихся карьер.
А отобранных вы берете под свою полную ответственность.
Дмитрий Певцов: Мы полностью включаемся в них. Мы занимаемся здоровьем ребят, ищем им деньги на учебу, собираемся на семейные праздники. В крестники их берем...
Но при этом они 12 часов из 24 - ваши...
Дмитрий Певцов: Учеба в Мастерской Певцова - Дроздовой требует серьезных физических сил и волевых усилий. У ребят нет времени спать. Им нужно много заниматься, учить и репетировать, мы их не щадим. И по ходу этого марафона надо делать и ту работу, на которую они не учатся. Они сами красят и монтируют декорации, делают свет, шьют костюмы. И тут видно, кто чего стоит. Мы все время говорим: ребята, если вам надо было к 9 утра быть в монтировке и вы не пришли, то и когда вы придете играть, вы ничего не сыграете: чудес не бывает. Или ты честен и в профессии, и с товарищами, или не сможешь ни там, ни там. То самое увеличительное стекло: либо ты честен и в профессии, и в помощи товарищам, либо ты не сможешь ни там, ни там.
А в том, что касается профессии?
Дмитрий Певцов: Я в ГИТИСе был середняк, староста, всех загонявший на лекции и так далее. Но я вкалывал, приносил на занятия по актерскому мастерству по 2-3 этюда, я пилил эту доску и допилился до того, что меня взял в свой спектакль Эфрос. А за ним и другие наши великие мастера. В институте вокруг были гораздо более одаренные люди. Но мое дело - работа.
Когда вы пошли в Думу, знакомые не удивились?
Дмитрий Певцов: Из всех моих друзей меня поздравили только двое. И были умолявшие не ходить, уверявшие, что это место не для меня.
Конечно, все-таки артист, творческая личность.
Дмитрий Певцов: Творец, грезящий сценой - это точно не я. Я мужик, физкультурник, отец, я преподаю, играю в театре и на гитаре. Переключаться с одного на другое для меня не проблема. Я не просился в Думу, но просто с годами пришло ощущение, что мне узко в актерских рамках, и я создал группу "ПЕВЦОВЪ-ОРКЕСТР", пою, читаю стихи, общаюсь с народом - что всегда очень любил.
А сейчас вы можете общаться и как депутат.
Дмитрий Певцов: В тех городах, где мы выступаем, меня зовут в библиотеки, показывают спортзалы, я разговариваю с молодежью. А то вдруг оказываюсь в мэрии и слушаю, как депутат, отчет - "вот тут мы построили две остановки, клумбу покрасили...". Если всерьез, то работа депутата интересная, но мне не хватает базовых знаний. И трудно подолгу сидеть на пленарных заседаниях. Участвую в работе комиссий, комитетов, рабочих групп - и продолжаю при этом играть спектакли, концерты, занимаюсь со студентами.
Вы и законы пишете?
Дмитрий Певцов: Да, недавно я участвовал в составлении поправки к Трудовому кодексу. Мне, конечно, хотелось бы, чтоб появился закон о театрах, чтоб был создан инструмент для решения идеолого-мировоззренческих вопросов. Я за ненавидимую всеми цензуру: уверен, что должны существовать экспертные советы, которые принимали бы художественный продукт, на который идут государственные деньги.
Вы бываете в госпиталях, играете для детей Донбасса. А как ваши коллеги отнеслись к спецоперации?
Дмитрий Певцов: Многие категорически поддержали, кто-то молчит, есть дорогие мне люди, высказывающиеся против. Некоторые на приглашение выступить для беженцев говорят: да достали уже ваши беженцы! Есть те, кто уехал и гадит оттуда. Мне уже идут письма от избирателей - чтоб законодательно не пускать этих артистов обратно, запретить им сниматься. Ну да Бог с ними. Они там получат свое - их будут гнобить, бесконечно заставлять отрекаться от Родины. А когда многие из них, известные и неизвестные, вернутся, как в притче о блудном сыне - будет интересно, как они посмотрят в глаза ребятам, вернувшимся с войны и потерявшим там здоровье, их детям и женам. А до наших студентов мы хотим донести, что мир молодого человека не должен замыкаться его кругозором и умениями, ограничиваться только тем, что есть в его пространстве. Что нужно жить не только своими желаниями, но и тем, что происходит вокруг тебя - быть гражданином страны, членом своей семьи, то есть прежде всего - отдавать. И в институте есть такая возможность - существуют благотворительные программы, ребята дают концерты для ветеранов, в школах, детсадах.
А что же ваш первый курс?
Дмитрий Певцов: Из 35 выпускников 34 зацепились за Москву и за профессию, снимаются, сами снимают, сами находят на это деньги, играют в театрах. Пилят доски.