Антон - вчерашний мальчишка из города моряков Северодвинска: играл в рок-группе, пробовал перо, мечтал стать подводником, учился в институте судостроения, затем в университете изучал социологию. Но шесть лет назад ему предложили работу в колонии. Поэтому сегодня член Союза писателей России Антон Шушарин укладывает спать не младшую дочку, а полсотни чужих бритых пацанов. Каждому перед сном жмет руку, и только потом - домой:
- Это важно - подростки должны в тебе видеть старшего товарища, а не надзирателя. Причем во всем. К примеру, Андрей вовремя не вымыл пол. Как наказать? "Бери ..Идиота.. Достоевского, будешь мне каждый вечер одну главу пересказывать". А он до этого вообще никогда не читал, но раз начальник сказал... Три дня я слушал "Идиота" - да так, что самому интересно стало (не успел я этот роман прочитать). Андрей же на третий день признался: "Когда я вам пересказываю, сам немного додумываю - ..допиливаю.. сюжет". Потом побежал за "Братьями Карамазовыми". А отбывать наказание на общий режим (когда 19 лет исполнилось) уехал с "Преступлением и наказанием" в руках...
Повесть Шушарина, заслужившая два года назад престижную литературную награду, называется "Щенки". Написал не ради награды, а в педагогических целях: его повесть для тех, кому сегодня 15 лет, - "чтобы у них в голове щелкнуло". Новые книжки у Шушарина еще впереди, а уходить из колонии он не планирует: "Как там ребята будут без меня? Если что, я ведь себе не прощу".
- "Щенки" - это не в обиду сказано. Просто никто не знает, в поводырей эти мальчишки превратятся или в волкодавов. Они ведь пока на ощупь находят свою дорогу. Причем к нам приходят без надежды... И чтобы подросток начал тебя слушаться, нужно стать кумиром. Одним словом, если я прошу ребят выполнить норматив на 17 подтягиваний, то вначале сам подтягиваюсь, а потом они. То же самое, если нужно 30 раз гири "толкнуть". Сочинение написать - сам написал, перед ними зачитал, а потом они.
Хотя многие "щенки" уходят из колонии по условно-досрочному. Вот Федор из Республики Коми: окончил театральный институт, работает актером в петербургском театре и пишет тексты для песен. Разве поверишь, что к Шушарину прибыл с "негабаритным багажом" из десяти уголовных статей?
- Бунина обожал - "Темные аллеи". "Сижу, рыдаю, - рассказывал он мне. - У тебя любовь, там любовь". Всю библиотеку парень перечитал. А потом как-то утром кашу варил на завтрак: "Смотрю в окно. Тишина, только тени сотрудников летают по территории, как дементоры. А я словно в Азкабане" (в "Гарри Потере" это тюрьма для нарушивших законы волшебников). И так его это поразило, что родился стих. Показал мне - почти гениально: такие метафоры, язык. Одним словом, стал парень писать все лучше и лучше. Потом в театральном даже старостой группы его выбрали. А начинал с нашей творческой мастерской "Шанс", где воспитанники пробуют себя в актерском деле. Причем многие, даже очень запущенные ребята, настолько увлекаются, что потом - как вспаханная земля, только росточки сажай.
Но какие? Шушарин, к примеру, берет книги в библиотеке, но так, чтобы мальчишки могли "прошпионить" формуляр:
- Самостоятельно они наберут себе Чейза, а нужна работа для мозгов. Спрашиваешь у подростка: "Что последнее читал?" Оказывается, букварь. "Ну, вот тебе ..Маленький оборвыш..: мальчика выгнали родители, жил в гетто, хулиганил с другими мальчиками. А дальше не буду рассказывать - сам узнаешь". Прибегает за следующей: "А вот, как немцы воевали - такие же пацаны, как и ты. Интересно? Вот, пожалуйста, Ремарк". И, знаете ли, книжек ребятам начинает не хватать - это как пойти с начальником отряда на кроссфит, а затем с гордостью обогнать. Главное, не забыть потом руку пожать: "Ну, ты герой, спасибо за тренировку!"
Еще один "запущенный" - Иван из маленького архангельского поселка, получивший срок за попытку изнасилования:
- Как сейчас вижу - маленький, с пороком сердца, картавый, напуганный, озлобленный. Через год стал лидером, чемпионом по толчкам гирь. И никакого порока сердца - по десять километров мы с ним пробегали. Так вот, после УДО Иван окончил школу на четыре и пять, выучился на страховщика, купил машину, думает о собственном жилье. А главное - в своем поселке для местных ребят организовал кружок гиревого спорта. Участковый недавно позвонил - в поселке преступность упала.
Таких историй - десятки. Антон считает, что каждому "щенку" нужно увидеть перспективу - "не простое пространство земли с холмами, оврагами, болотами и кочками, а пусть и самую скромную", как писал Макаренко. Кстати, "Педагогическую поэму" и "Флаги на башнях" ребята в колонии читают вместо азбуки. А знаменитое "воспитание коллективом"...
- Придешь к ним, скажешь: "Ну, молодцы, всем по медали". И в следующий раз они уже сами справляются.
Раньше за сочинения Антон Шушарин получал тройки - учителя говорили, не хватает эмоций. Сегодня пятьдесят его "щенков" - как пятьдесят еще не написанных романов, в которых есть все: любовь, страх, крик души.
- Сейчас мальчишки переживают по поводу импортозамещения - спрашивают, что делать будем, если товары пропадут? Сел с ними поговорить: "Думаете, как раньше было? При Петре Первом мы покупали железо у шведов, чтобы пушки лить. А потом со шведами воевать начали. И нашелся тогда простой кузнец тульский Никита Демидов, который построил заводы на Урале и начал гнать железо еще лучшего качества. Если негде купить - человек начинает все делать сам. Так что не пропадем, парни!