Поделиться

    Чем уральские производители дорожной техники заместят импорт

    Сумеют ли российские производители дорожно-строительной техники занять освободившуюся долю рынка
    В середине ХХ века появилось понятие "промышленные тракторы". Они были выделены в особую категорию, поскольку создавали инфраструктуру развития - трудились на стройках, прокладывали дороги. Но, когда в страну хлынул импорт, отечественным производителям дорожно-строительной техники (ДСТ), не привыкшим к жесткой конкуренции, пришлось перестраиваться на ходу. Сегодня ситуация развернулась в обратном направлении: западные бренды уходят из России, и это вновь сулит отрасли серьезные испытания.
    Татьяна Андреева/РГ

    Уход не выход

    По оценкам экспертов, до пандемии российская спецтехника суммарно занимала около 20 процентов рынка ДСТ, 35 - китайские машины, 45 - европейские, американские, японские. "Иностранцы" обслуживали не только инфраструктурные проекты, они доминировали в горной промышленности, где для вскрышных работ используются особо мощные машины. Поэтому потребителям предстоит переформатировать закупочную политику даже с учетом того, что не все иностранные фирмы единодушны в намерении заморозить контакты с Россией.

    Да, технологические лидеры, американская компания "Катерпиллер" и японская "Комацу", официально сворачивают деловые связи. О прекращении отгрузки техники и деталей к ней объявили компании США и других недружественных стран.

    - При этом возможность поставок сохраняется. По информации с Дальнего Востока мы видим: японская техника продолжает завозиться. Европейские производители преодолевают санкции, введенные политиками, по обходным маршрутам, - констатирует Владимир Антонов, исполнительный директор компании "ЧЕТРА", реализующей продукцию чебоксарского завода "Промтрактор".

    Среди технологических передовиков есть те, кто не горит желанием присоединяться к санкциям, в первую очередь южнокорейские бренды.

    Благодаря защитным мерам отечественная техника дешевле или сопоставима по цене с китайской

    - Я не слышал, чтобы "Дусан", "Хундай" и другие фирмы из Южной Кореи потянулись на выход. Хотя потери, конечно, неизбежны, - рассуждает гендиректор торговой компании "Уральская техника и запчасти" Тарас Закорчемный.

    - При сегодняшней конъюнктуре западным брендам будет сложно поставлять свою технику. Более того, у всех импортеров возникли сложности из-за логистических сбоев, - говорит директор по маркетингу Челябинского тракторного завода (ЧТЗ) Андрей Печеркин.

    Валютные качели и сложная логистика делают прежние поставки "золотыми", поэтому даже те покупатели, которые прежде ориентировались на дорогостоящие, но качественные зарубежные машины, переориентируются на российские и китайские модели. Последние никуда не уходят, напротив, теперь их шансы увеличить свою долю на российском рынке выросли.

    Дружба с препятствиями

    История отношений российских потребителей с компаниями из КНР началась в нулевых годах. Поначалу к китайским конкурентам наши производители ДСТ относились снисходительно, отмечая невысокое качество их продукции. Но очень быстро все изменилось.

    Экспансия КНР нарастала лавинообразно. С 2005-го по 2019 год доля китайских машин выросла с нуля до 35 процентов. Гигантские объемы производства у соседей требовали выхода на новые рынки. Для сравнения: в 2017 году в Китае собрали 420 тысяч тракторов, у нас же в 2018-м - менее 8 тысяч, и только 1108 из них - промышленного назначения. Девять китайских компаний попали в топ-50 крупнейших мировых производителей ДСТ, заняв 16 процентов общего объема рынка в долларовом выражении. Сегодня же, по некоторым данным, в КНР сосредоточено около 40 процентов всех мировых производственных мощностей спецтехники, и эта доля продолжает расти.

    Быстрый прогресс дальневосточных конкурентов не мог не встревожить россиян. В 2015 году они обратились в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) - рабочий орган Евразийского экономического союза, предложив расследовать факты продажи китайской техники по искусственно заниженным ценам. Демпинг подтвердился, и семь китайских компаний при реализации на территории ЕврАзЭС машин самого ходового класса обязали платить максимальную антидемпинговую пошлину, а для нескольких - "Шантуя", "Зумлиона" и "Шехвы" - ввели индивидуальные пошлины.

    Поднял цену китайской спецтехники и введенный правительством РФ в качестве защитной меры утилизационный сбор. Он компенсировался субсидиями отечественным компаниям, но приводил к увеличению стоимости импорта. Модели из Поднебесной стали дороже отечественных, и это поддержало российских производителей.

    - Сегодня ценовая пропорция в основном сохраняется, - констатирует Тарас Закорчемный. - Отечественная техника по-прежнему дешевле или, по крайней мере, сопоставима по цене с китайской. Таким образом у наших компаний появляются дополнительные возможности. Главное теперь ими воспользоваться.

    В ожидании доли

    Эксперты солидарны в том, что для переформатирования рынка под российских производителей момент подходящий, если тормозом не станет спад деловой активности. Учитывая ограничения, наложенные на экспорт сырьевых ресурсов, добывающие компании могут скорректировать объемы производства. И другие потребители в ожидании стагнации способны оставить до лучших времен перевооружение парка ДСТ. Сдерживающим фактором является и подорожание кредитов, лизинговых услуг.

    Однако сами машиностроители, прогнозируя нынешнее сокращение рынка до уровня 2020 года, собственные перспективы оценивают более оптимистично. Челябинский завод "ДСТ-Урал", выпуская в год до 550 бульдозеров, трубоукладчиков, погрузчиков, других спецмашин, собирается удвоить этот показатель. А "ЧЕТРА", как сообщили корреспонденту "РГ" в компании, рассчитывает в 2022-м нарастить продажи на 45 процентов.

    - Российские поставщики материалов и комплектующих получили дополнительные заказы, что влияет на сроки изготовления и доступные объемы, - поясняет Владимир Антонов. - Как производитель с глубоким локализованным переделом мы имеем постоянных отечественных поставщиков. Те же компании, у которых была высока доля импортных комплектующих, столкнулись с перебоями в поставках. Думаю, во втором квартале у них будет снижение объемов.

    Если владельцы бизнеса поставят высокие цели, то все получится. Нет - разрыв с западными марками увеличится

    Уходить от импортной зависимости, однако, собираются все. На заводе "ДСТ-Урал", в частности, отмечают: и до санкций добивались высокого уровня локализации, теперь же намерены довести долю отечественных деталей до 100 процентов.

    - Каждый покупной узел должен иметь по две альтернативы, - знакомит с политикой своего бренда Владимир Антонов. - Поэтому мы продолжаем развивать сотрудничество с предприятиями России и дружественных стран. Ведем работу по адаптации российских и турецких насосов. Поставщиками гидроаппаратуры могут выступить предприятия из Екатеринбурга и Беларуси, отопителей и подогревателей - заводы Тольятти, Самары, Ржева, компонентов электрической системы - производители из Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга.

    - На Челябинском тракторном заводе замещению подлежат 2-5 процентов комплектующих для некоторых моделей. Производство части деталей и узлов будет освоено на собственных мощностях, другие станут поставлять отечественные производители, а также фирмы из КНР. Планируем полностью заместить все позиции к июлю текущего года, - обещает Андрей Печеркин.

    Теория качества

    Между тем полный переход на собственные компоненты, по мнению ряда наблюдателей, обернется снижением качества российской спецтехники.

    - Импортозамещение может внести некоторые коррективы по ресурсу машин: российские двигатели и гидравлика, к сожалению, пока уступают брендам мирового уровня, - поясняет Владимир Антонов.

    Есть и другие обстоятельства, способные повлиять на качество продукции. Оборотной стороной процессов, связанных с расширением присутствия на рынке, становится его монополизация. Давление иностранных производителей на конкурентов падает, следовательно, стремление к совершенствованию технологий тоже ослабевает.

    - Мотивация к постоянному повышению технического уровня отечественных брендов у исполнительного руководства, возможно, несколько изменится, - допускает Тарас Закорчемный. - Но здесь на первый план выходит позиция самих собственников. Нам нужны свои, российские, Илоны Маски. Если владельцы бизнеса поставят высокие цели, то все получится. Нет - разрыв с западными марками увеличится.

    При этом, по его мнению, технологический рывок в отрасли не стоит откладывать. Поддержать его, к примеру, может ускоренный перевод отечественных машин на электротрансмиссию, что позволит автоматизировать управление и контроль, резко сократить количество трущихся деталей и повысить в результате надежность спецтехники. Если отечественные производители и отстали в использовании гидромеханической и гидростатической трансмиссий, то осваивать новые направления могут наравне с западными брендами. Правда, предупреждает Закорчемный, слабым звеном по-прежнему остается компонентная база. Недавно челябинские тракторостроители анонсировали новый трактор с электромеханической трансмиссией, однако пока это не серийный образец и потребители не знают, на что он способен.

    Производители сложной техники уверены: железный занавес может нести положительный эффект, но только не в части хай-тека. Они считают опасной ситуацию, в которой будут возводиться препоны, мешающие проникновению в Россию новых технологий и компонентов, даже если конечный продукт высокого передела продолжит завозиться в страну.

    - Таким образом нашу экономику станут подталкивать к технологическому отставанию, да еще и за наш счет. Но, думаю, этот риск наши политики хорошо осознают, поэтому будут добиваться равных прав для всех участников рынка, - надеется Владимир Антонов.

    Поделиться