19.05.2022 05:08
    Поделиться

    Можно ли обеспечить достойное качество жизни в Арктике

    Президент страны поручил разработать федеральный закон о северном завозе.

    На мой взгляд, надо исходить из того, что любой нормативный акт определяет правила взаимоотношений людей. В данном случае речь идет о взаимодействии всех причастных: граждан, компаний, властных структур. Чтобы создать механизм организации и проведения северного завоза, должны быть оговорены все нюансы.

    Хорошо помню систему обеспечения Севера, которая существовала до 1991 года. Насколько она была сложной, тонко настроенной! И управлялась, по сути, как военная операция. С тех пор многое изменилось, эта система перестала существовать. Однако время показывает, что придется возвращаться к той практике с учетом реалий, в которых мы существуем сегодня. При этом, я уверен, необходимо совместить государственное управление и рыночные механизмы экономики.

    Поэтому мы предложили использовать опыт доставки в районы социально значимых продуктов с помощью государственной структуры "Якутоптторг". Такой опыт был подсказан жизнью, пониманием того, что мы не можем обеспечить ценовую доступность товаров в Арктической зоне для людей, которые в основном заняты в сельскохозяйственном производстве и имеют небольшие семейные доходы. Это механизм государственной поддержки для определенной группы товаров.

    Сейчас мы считаем, что нужно создать аналогичную систему для страны в целом, чтобы в нее были включены не только северные регионы, но и другие труднодоступные территории, например, на Северном Кавказе. При этом необходимо четко определить федеральный уровень ответственности, на котором происходит консолидация производителей продуктов питания, медикаментов. Крайне нужен федеральный заказчик и организатор северного завоза.

    Арктика - это вообще не зона для бизнеса. Исключением является добыча природных ископаемых

    Такая структура, по всей видимости, может быть создана при Министерстве РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. И эта организация со всей строгостью и принципиальностью станет договариваться с другими участниками процесса, в том числе в сфере транспорта.

    Кроме того, организация северного завоза должна подкрепляться торгово-снабженческой инфраструктурой, которая будет иметь мощную государственную поддержку. Арктика - это вообще не зона для бизнеса. Исключением является добыча природных ископаемых. Что касается обеспечения населения, в том числе коренных малочисленных народов Севера, пространство для торгового предпринимательства очень маленькое.

    Речь может идти о государственных преференциях на федеральном уровне: налоговых послаблениях, компенсации части затрат на транспорт и хранение товаров. Нужно определить, что именно надо доставлять, где понадобится использовать государственный протекционизм и какая его форма будет наиболее оптимальной. Требуются налоговые послабления для участников завоза, беспроцентные или щадящие проценты по кредиту, субсидии на компенсацию транспортных затрат и так далее.

    И все эти слагаемые, на мой взгляд, должны составлять основу федерального законопроекта, который бы закрепил принципы обеспечения качества жизни на Севере.

    Поделиться