20idei_media20
    25.05.2022 10:31
    Рубрика:

    В Воронеже поставили оперу о Петре Первом

    К 350-летию царя-реформатора Воронежский театр оперы и балета возродил постановку "Виват, Россия!" на музыку местного композитора Геннадия Ставонина. Спектакль о том, как Петр Первый решил строить военный флот, был впервые показан в 1986 году. Теперь публике предлагают новую сценическую редакцию.
    Как и 36 лет назад, над созданием масштабных декораций и многочисленных костюмов (около 200 штук) трудился главный художник театра Валерий Кочиашвили.  / Ара Киланянц
    Как и 36 лет назад, над созданием масштабных декораций и многочисленных костюмов (около 200 штук) трудился главный художник театра Валерий Кочиашвили. / Ара Киланянц

    Впрочем, сделана она подчеркнуто традиционно. Режиссура Александра Зыкова, чей почерк хорошо знаком постоянным зрителям, не предполагает нарочитого осовременивания, экспериментов с трактовкой сюжета. История, которая лежит в основе оперы, также вполне укладывается в те представления о петровских начинаниях, которыми худо-бедно обладает любой житель Воронежа. С 1696 по 1711 год в городе строились первые русские линкоры. В одной из первых плотницких артелей потрудился и государь.

    Потерпев неудачу в первом Азовском походе, царь решает усилить армию - построить морские военные суда. Верфи закладывают в Воронеже и его окрестностях, где тогда еще росли корабельные сосны. Для работы сгоняют мужиков и мастеровых, приглашают иностранных инженеров. И, несмотря на сопротивление консервативного народа, воровство и казнокрадство, все-таки получают флот, который не стыдно выставить против турок.

    Противостояние между дальновидным правителем и простыми людьми, не понимающими смысла реформ, - основной конфликт в опере Ставонина. "Православные, в бездну катимся!" - вопиют в первой же сцене обыватели, глядя на вернувшиеся ни с чем поредевшие полки. Беглый бунтовщик Гришка (Дмитрий Хангельдыев) подозревает государя в желании перевести народ в "лютерову веру" и пытается поджечь верфь. Жена воронежского стольника Титова (Галина Кунаковская) - ужасается неприличным заморским нарядам, которыми царь одаривает ее дочерей. Петр Первый в исполнении молодого баса Артема Борисенко реагирует на это с горечью, но без ярости, как-то даже снисходительно разводя руками: "Все ломать, ломать все надо!"

    Царь здесь умеет сдерживать свой юношеский темперамент ради государственных задач. Он терпеливо слушает пару минут щебет супруги (Дарья Филиппова рисует ее чувственной, смирной, но готовой постоять за свое право на любовь мужа) и безапелляционно отсылает Евдокию вон. Ему не с домашними возиться нужно, а изучать карты и строить планы захвата Азова, поскольку стране "стали тесны границы".

    "О Русь моя многострадальная, доколе будешь ты пребывать во тьме невежества?" - коротко молится Петр перед сном. Его мучают кошмары: боярский заговор, кровь и смерть. Но, едва проснувшись, он уже зрит на горизонте и корабли (зрителю видно лишь предрассветное небо), и светлое будущее своей державы, которая несется вперед под всеми парусами. Потому даже Гришку-бунтовщика, которого поначалу обрекает на смерть ("Поговорим на дыбе. Сжечь огнем!"), оставляет в живых. Пусть, дескать, супостат сам поймет, что был не прав. "Ужели не видишь: Русь-матушка с колен поднимается и силу богатырскую всему миру показывает", - поет радостный царь.

    Впервые спектакль был показан в 1986 году. Теперь публике предлагают новую сценическую редакцию

    У Борисенко красивый тембр, и когда солисту не приходится соперничать с мощью оркестра, публика подпадает под обаяние главного героя так же, как народные массы из оперы. Оценить спектакль в ближайший месяц воронежцы смогут еще дважды: 28 мая на Адмиралтейской площади и 26 июня на закрытии сезона.

    Справка "РГ"

    Композитор Геннадий Ставонин (1935-1995) вырос в Баку в семье рабочего-стахановца. Окончив Ленинградскую консерваторию, переехал в Воронеж. Интересовался южнорусским фольклором и активно использовал народные мотивы в своих произведениях. В частности, написал оперетту "Заветное колечко", кантату "Черноземье", фантазию для хора "Край наш воронежский". В опере "Виват, Россия!", созданной к 400-летию Воронежа, звучит мелодия народной песни "Жаворонок", много хоровых сцен. Ставонин сочинил музыку к полусотне театральных постановок.