01.06.2022 22:29
Поделиться

Роботы-саперы "Уран-6" занимаются разминированием опасных участков в Донбассе

Разминированием наиболее опасных участков на территории Донецкой и Луганской республик занимаются дистанционно управляемые машины разминирования - ДУМ-Р "Уран-6". Минобороны России в своих сводках сообщало об этом неоднократно.
Роботизированные машины разминирования "Уран-6" могут работать самостоятельно, а могут и в паре с сапером.
Роботизированные машины разминирования "Уран-6" могут работать самостоятельно, а могут и в паре с сапером. / РИА Новости

Машина эта во многих отношениях уникальна. Разработали и начали ее серийный выпуск относительно недавно. Наше военное ведомство поступило достаточно мудро, приняв оперативное решение о взятии робота-разминирователя на вооружение и отправив его туда, где в рамках спецоперации уже освобождены значительные территории. Увы, просто напичканные минами и неразорвавшимися боеприпасами.

Самоходный радиоуправляемый робототехнический комплекс "Уран-6" предназначен для разминирования городских участков, а также горных и мелколесистых территорий. Он оснащен пятью различными сменными инструментами. Это бойковый, катковый и фрезерный тралы, а также бульдозерный отвал и механический схват. Несколько видов трала позволяют вести работы с различными типами грунтов. К примеру, бойковый трал используется на мягких типах грунта, катковый - на твердых поверхностях.

Вес бронированного робота-сапера немаленький - около 7 тонн в зависимости от комплектации. Низкий профиль ДУМ-Р и низкий центр тяжести позволяют уверенно работать на подъемах и спусках крутизной до 20 градусов и косогорах до 20 градусов.

Бойковый трал устроен следующим образом: на специальных цепях раскручиваются бойки, которые развивают скорость до 600-700 об./мин. и молотят по грунту, буквально вспахивая землю на глубину до 35 см. Фрезерный тип трала обладает отдаленным сходством с культиватором. При этом цель у всех этих устройств одна - разрушить обнаруженное на местности взрывное устройство или подвести его к подрыву. Робот имеет мощную броневую защиту, в состоянии выдержать подрывы взрывных устройств мощностью до 60 кг в тротиловом эквиваленте.

Специальная аппаратура позволяет "Урану-6" отличить артиллерийский снаряд от авиабомбы или противотанковой мины, корпус держит подрыв 60 кг ВВ

"Ураном-6" управляет один оператор на удалении до 800 метров, что исключает его поражение при подрыве мин и неразорвавшихся боеприпасов. Тем более что оператор облачен в специальный защитный костюм. Сама технология управления весьма интересна.

За спиной оператора достаточно тяжелый рюкзак на стальной раме с аппаратурой связи и аккумуляторами, из рюкзака торчит частокол антенн и тянется кабель к пульту на груди. Пульт - компьютер с двумя дисплеями. Управление роботом ведется при помощи двух джойстиков.

На меньший экран выводится информация о состоянии бортовых систем. Это запас топлива, температура масла и другие характеристики именно "Урана-6". Большой показывает изображение с видеокамер - их четыре. Одна - в центре машины по ее движению. Она показывает, что находится впереди. Две боковые показывают, что находится непосредственно перед гусеницами. Четвертая камера смотрит назад, предназначена для того, чтобы не наехать на что-нибудь при включении заднего хода.

Немаловажная особенность - наличие аппаратуры, которая позволяет не просто находить и обезвреживать все типы существующих боеприпасов, но и правильно их идентифицировать. Благодаря этой возможности "Уран-6" может отличить, например, артиллерийский снаряд от авиабомбы или противотанковой мины.

Дистанционно управляемые машины разминирования хорошо зарекомендовали себя на Северном Кавказе при ликвидации взрывоопасных предметов, оставшихся там после уничтожения всех террористических бандформирований. Поработали они и в Сирии. Теперь трудятся на освобожденных территориях Донецкой и Луганской республик.

Немаловажно то, что какой-то специальной подготовки для оператора робота-разминирователя не требуется. Освоить достаточно простой механизм управления сможет любой военнослужащий, даже не прошедший инженерно-саперные курсы.