Начавшуюся на 20 минут позже композицию, в которой играет оркестр, звучат стихи и проза, современная и времен войны, стоит назвать уникальной - по тому, как и когда она составлялась, кто в ней участвует, и как разные жанры соединились в ней.
"С 2014 года я начала читать соцсети про события на востоке Украины - СМИ мне было мало. Читать и открывать для себя прекрасно и откровенно пишущих о том, что они видят вокруг себя здесь и сейчас, жителей Донбасса и Луганщины, - рассказывает автор идеи и сценария композиции, актриса БДТ им. Товстоногова Александра Куликова. - Тексты удивляли и потрясали меня - и по описываемым в них событиям, да и по их качеству: на войну реагировали не только обычные люди, но и писатели, филологи, поэты".
Александра отмечала эти хроники для себя и складывала в особую папку. Пока не поняла, как они рифмуются с тем, что писали авторы осажденного Ленинграда.
Составилась программа из стихов Вадима Шефнера, Ольги Берггольц, донбасских и луганских поэтов Дмитрия Трибушного, Анны Долгаревой, Александра Даля и других, а также перенесенных на бумагу размышлений самой Александры Куликовой.
Вместе с актером Молодежного театра на Фонтанке Борисом Драгилёвым они несколько раз выступали с композицией "Россия, не бойся, мы с тобой" в Санкт-Петербурге и Донецке, проехали по городам России.
Но первыми на Главную сцену фестиваля "Красная площадь" вышли музыканты Донецкой филармонии: камерный оркестр "Виола" во главе с заслуженным деятелем искусств ДНР Валерией Путря. Все началось со скрипок, перезвона гуслей, тревожного фортепиано - за которым сидела Елизавета Панченко, питерский композитор, однажды вдохновленная программой и написавшая к ней музыку.
Как бы ударом страшного тарана
Здесь половина дома снесена,
И в облаках морозного тумана
Обугленная высится стена...
Стихотворное воспоминание о блокаде Ленинграда Вадима Шефнера "Зеркало", конечно же, должно было открыть программу - уж слишком оно напоминало зрителю картинку, которую они в последние месяцы видят на экранах телевизоров.
Скрипки, орган и снова стихи уже современной дончанки Алисы Федоровой о родном городе:
Унижен и изувечен.
Но не расчеловечен.
Голоден и обезвожен.
Но не обезбожен...
Куликова и Драгилев читают Берггольц, Ахматову, стихи и дневники, отрывки из писем мирных жителей воюющих областей и зарисовки из солдатской жизни. Музыкантам и чтецам почему-то всегда вовремя, в паузы и моменты особого накала, подыгрывают куранты на Спасской башне, у которой стоит Главная сцена фестиваля.
"Эта программа - возможность высказаться нам, как музыкантам, показать все, что чувствуем, - говорила нам после спектакля, который закончился долгой овацией, дирижер и скрипач Валерия Путря. - Музыка и текст, мне кажется, передали сейчас настоящую картину того, что происходит на Донбассе, и это должно помочь тем, кто еще сомневается, и еще не все понимает. Это документальная повесть нашего времени".