Поделиться

    Суббота 13-е: Как торпедный катер "Д-3" потопил в Ялте итальянскую подлодку

    Суббота 13 июня 1942 года стала "черным днем" в истории 4-й специальной диверсионно-штурмовой флотилии MAS итальянского флота капитан-лейтенанта Франческо Мимбелли. В этот день советский торпедный катер "Д-3" лейтенанта Олега Чепика потопил в Ялте сверхмалую подводную лодку СВ-V. За отчаянную, но успешную атаку советский офицер был награжден орденом "Красной Звезды".
    Атакует катер "Д-3" Черноморского флота.
    Атакует катер "Д-3" Черноморского флота. / waralbum.ru

    Новейшие итальянские малые субмарины фирмы Caproni - класса СВ и катера-камикадзе прибыли на Черное море в мае 1942 года. За комплектование соединения отвечал знаменитый в Италии диверсант-подводник "Черный князь" Валерио Боргезе. В 1941 году от потопил или вывел из строя в Средиземном море британских кораблей общим тоннажем в 75 тысяч тонн. Однако повторить свой успех против Черноморского флота СССР ему не удалось.

    Под командованием капитан-лейтенанта Георгий Дьяченко и старшего лейтенанта Константина Кочиева был подготовлен дерзкий рейд на захваченную оккупантами Ялту. Задача перед советскими моряками стояла очень сложная: в воздухе господствовала немецкая и румынская авиация, а на море активно действовали немецкие и итальянские скоростные катера.

    Непосредственный торпедный удар по порту должен был наносить катер "Д-3" лейтенанта Олега Чепика, а прикрывать его около мыса Меганом, между Феодосией и Судаком, выпало торпедному катеру типа "Г-5" под командованием Афанасия Кудерского.

    "Катер "Д-3" был головным в одноименной серии первых отечественных мореходных ТКА дальнего действия. Благодаря удачным конструктивным решениям они выгодно отличались от предшественников сочетанием высоких скорости и дальности хода и повышенных мореходных качеств. Так, катер мог эффективно решать возлагаемые на него боевые задачи при волнении моря до 5-6 баллов", - пишет в своей работе историк Владимир Щербаков.

    Головной "Д-3" имел нормальное водоизмещение 32,6 тонны, длину - 22,2 метра, ширину - 4 метра. Экипаж девять человек. На катерах опытной серии стояли три двигателя ГАМ-34ФН мощностью по 1200 лошадиных сил, которые без проблем разгоняли катер до 40 узлов. На вооружении находились две 533-мм торпеды, два спаренных 12,7-мм крупнокалиберных пулемета ДШК, четыре глубинные бомбы ББ-1.

    Благодаря воспоминаниям торпедиста Георгия Гавриша точно известно, что происходило в порту Ялты: "По плану похода мы должны были быть в районе Ялты около двух часов ночи, т. е. произвести набег под покровом темноты. Но когда пришли в Анапу, то оказалось, что бензина там нет, а заправщики где-то задержались. А топлива нам нужно было много - должно хватить дойти до Ялты и вернуться обратно... Мы спешно приняли топливо и вышли в море. Было это в ночь на 13 июня. Одно утешало, что погода отличная. Шли хорошим ходом, ровно, 30-32 узла....Но так как задержались в Анапе из-за бензозаправщиков, то в Ялту мы прибыли, когда взошло солнце.

    ... Враг на берегу не подавал никаких признаков беспокойства. Мне кажется, потому, что "Д-3" у нас был единственным и здорово отличался от остальных ТКА. Фашисты просто мало о нем знали. К тому же, силуэт его очень изменен бочками на борту. Но ведь на катере развевался военно-морской флаг СССР!

    Заходим в порт, непосредственно в его акваторию, Кочиев внимательно рассматривает порт в бинокль. Время от времени толкнет катер моторами, снова застопорит. Не выдерживаю и подхожу к Кочиеву:

    - Будем стрелять залпом, сразу двумя, или одиночными?

    - Ставь левую, - невозмутимо отвечает он. Поставил стрелку стрельбы на левую торпеду, занял место у аппарата. Волнуюсь, а вдруг торпеда не выйдет?!

    Кочиев не стреляет. Немцы на берегу молчат. Кто-то на пляже делает гимнастику. Мы стоим на входе, а прямо против нас бортом стоит быстроходная десантная баржа, груженная какой-то техникой....

    И тут торпеда с шумом вылетает из аппарата и шлепается в воду, подняв брызги. Когда на гладкой поверхности моря появился четкий белесый след, ко мне вернулось спокойствие - торпеда пошла. Прямо на цель! А Кочиев снова невозмутим: стоит и смотрит. И только когда торпеда вонзилась в баржу, подняв огромный столб огня и дыма, Кочиев дает двигателям полный газ. Резко бросает мне команду: "Дым!" Взревели моторы, катер рванул вперед, дымзавеса густым шлейфом потянулась за нами. Берег открыл ожесточенный огонь: бьют орудия, пулеметы и даже минометы. Вокруг катера вода буквально кипит от разрывов. С креном на правый борт - торпеда в аппарате, прикрывшись дымами, отрываемся от обстрела и благополучно приходим в Новороссийск".

    Итальянская подлодка типа СВ на Черном море в 1942 году. Фото: wikimedia.org

    Позже выяснилось, что итальянский флот, потерял свою новейшую и секретную сверхмалую субмарину СВ-V. В немецких архивах сохранилась запись от 14 июня: "В ночь на 13 июня комбинированная атака авиации и торпедных катеров противника на Ялту. Один русский ТКА выстрелил торпеду через заграждение и потопил итальянскую подводную лодку "CB-V". Несмотря на артиллерийский обстрел и наблюдаемые попадания, катер скрылся, закрывшись дымовой завесой".

    Советские моряки 18 июня повторили рейд на Ялту, но катера "Д-3" и "СМ-3" ограничились дуэлью с береговой артиллерией и обстрелом портовых сооружений.

    Поделиться