Мы встретились с Николаем Цискаризде, который был последним премьером Большого театра эпохи Григоровича, и поговорили с ним о его учителе, молодых звездах балета, о будущей книге и не только.
Николай Максимович, скажите, "а все же в области балета мы впереди планеты всей"?
Николай Цискаридзе: Мы в области классического балета впереди планеты всей. Потому что ни одно государство мира не тратит такое количество средств на содержание всего того, что связано с музыкальным театром, начиная от образовательных учреждений. Причем это не один какой-то театр, Большой или Мариинский, а огромное число людей и коллективов.
Вы не найдете ни одного государственного театра, например, в США - одной из самых развитых экономически стран мира. Там есть трасты, пожертвования отдельных лиц, но господдержки нет.
Или, допустим, Франция - в стране, где родился балет, закрылись все основные труппы, осталось две-три на балансе государства, из них только одна полноценная - это Парижская опера. Во всех остальных количество людей сокращено до минимума.
Потому мы не можем не быть лучшими в классическом балете, ведь содержание любого спектакля - это колоссальные средства. Другое дело, в каком состоянии все находится. С моей точки зрения, в очень сложном, особенно все, что касается Большого театра. На днях я посмотрел отрывок спектакля и считаю, что на таком уровне наша классика не должна исполняться.
Вы смотрите другими глазами, не так, как простые зрители.
Николай Цискаридзе: Конечно, я же смотрю, во-первых, как человек, который знает, что и как должно быть. Во-вторых, я - зритель очень много лет, гораздо дольше, чем артист. Просто хочу, чтобы люди иногда хотя бы внешне соответствовали тому, что они исполняют.
Вы когда-то очень громко критиковали Большой театр и продолжаете это делать?
Николай Цискаридзе: Я не критиковал, это неправильное слово. Я говорил о моем театре, о том, что действительно происходило и что надо срочно изменить и исправить. Критикуют те люди, которые не могут что-либо доказать, а когда я приходил и показывал: "Вот это надо исправить", это - констатация факта.
По-прежнему обидно, когда в России получают образование, создают себе имя, а потом - уезжают? Примеров могу привести много.
Николай Цискаридзе: Конечно. И я много лет говорю о том, что, если люди получали бесплатное российское образование, они должны хотя бы три года отработать на территории Российской Федерации (при этом я против принудительного распределения, которое было в Советском Союзе). Это должно быть обязательно принято на законодательном уровне, потому что государство вложило колоссальные деньги для того, чтобы вырастить того или иного человека. Это бесплатное образование, опять-таки повторюсь, которого практически нет нигде в мире. Если говорить, к примеру, о той же Франции - да, там бесплатная школа, но она - пять дней в неделю, а балет нельзя учить пять дней.
Концерт выпускников Академии Русского балета в Кремле проходит впервые после пандемии. Помню, как балетные звезды засели дома при всеобщей самоизоляции, не имея возможности танцевать. Что было с вашими учениками?
Николай Цискаридзе: Мы "карантинили" исключительно с марта по июнь 2020 года. С сентября 2020 года, несмотря на всевозможные требования, Академия Русского балета не прекратила свою деятельность. Я взял этот риск на себя, доказал в разных инстанциях, что это нужно для того, чтобы школа функционировала. Да, у нас отменялись спектакли, гастроли. Если кто-то заболевал, весь класс уходил на карантин на определенное время. Но практически мало кто болел, несмотря на то что я ничего не закрыл. Мы все работали. Я сам вообще не болел.
У вас не было выпускного?
Николай Цискаридзе: Не было в 2020 году, а в 2021 году уже был - в Мариинском театре. Тогда уже, по-моему, было разрешено 75% заполняемости зала, но в Москву все же мы приехать не могли. Кремлевский дворец был закрыт, а везти постановку в другой зал - это было финансово абсолютно невозможно. В Кремле хотя бы какая-то часть денег отбивалась - все-таки шесть тысяч зрителей. Так что практически надо было уходить в убыток, и я принял решение не ехать.
Можете назвать самую главную причину, ради чего стоит прийти на концерт выпускников Академии Русского балета?
Николай Цискаридзе: Ради красоты. Балет - это прежде всего красота.
Почему вы решили написать книгу? Рискну предположить - многие люди, когда берутся за мемуары, "разворачивают" события в свою сторону, не говорят всей правды. Мемуары нужно писать для того, чтобы рассказать, как было на самом деле. Согласны с этим?
Николай Цискаридзе: Это очень важный момент. Есть одна замечательная африканская пословица: "Если львы не расскажут, как было, это расскажут охотники".
Дело в том, что как раз мне в пандемию пришла в голову мысль создать проект на YouTube "Диалоги о школе", и мы успели снять несколько старейших петербургских артистов. Они рассказывают в интервью о том, как учились, о своих педагогах, потому что так или иначе в этих воспоминаниях и живут все эти люди. От книги же я долго отказывался, приводя в пример фразу любимой Фаины Георгиевны Раневской. Она говорила: "Если я буду писать мемуары, это будет "Книга жалоб. Без предложений".
Однако, когда начался карантин, мой педагог по истории балета Ирина Дешкова, тоже выпускница Московского хореографического училища, меня уговорила. Она была молодой женщиной, когда пришла к нам преподавать, знала меня с 15 лет. И, будучи в курсе всего спектра моего общения и интересов, считала, что я должен об этом рассказать.
Если бы это была не она, я бы никогда не рискнул, потому что Дешкова - человек балетный, известный историк, автор многих книг, понимает меня, как никто другой. В итоге я ей надиктовывал, потом, когда она это расшифровала, мы сели править, и каждый раз я говорил: "Давайте это вычеркнем". Потому что когда рассказываешь близкому человеку, то очень откровенен на самом деле. Я все время говорил: "Нас побьют, нас побьют!" (смеется).
Но то, что вы сказали - когда люди хотят "обнулить", почистить свою биографию, - так оно и есть, я тоже с этим столкнулся. Уже вышли некоторые мемуары людей, которые постарше меня, но в них описаны те события, где я был непосредственным участником. Мне было очень горько от того, что в этих книгах очень сильно переделана действительность. И поэтому я решился на свою книгу.
Вы боитесь, что вас побьют? Вы - человек, который сам о себе говорит: "скандальный ректор"?
Николай Цискаридзе: Нет. Не боюсь. Понимаете, в чем дело: мне приписывают много чего, но на самом деле льву все равно, что тявкают шакалы.
Вы меня заинтриговали, рассказывая о том, как, после того как стали ведущим субботнего шоу "Сегодня вечером" на Первом канале, сменив Максима Галкина, написали после съемок ему, и он ответил шуткой. Как именно он пошутил?
Николай Цискаридзе: Просто пошутил - и все. Это наше общее. Мы действительно дружим много лет и можем как угодно, не стесняясь в выражениях, пошутить относительно друг друга. Он пошутил, я ему ответил тем же - и все. В целом же ситуация достаточно неприятная, потому что среди нас нет никаких недомолвок, а люди пишут что хотят, употребляя фамилию Максима, Аллы, Малахова, мою и, к сожалению, пиарятся таким образом.
А вы как относитесь к пиару?
Николай Цискаридзе: Любой артист тщеславен. Если он вам скажет обратное - не верьте. Смысл профессии литератора, художника, актера в том, чтобы их творение было оценено или хотя бы заинтересовало. Конечно, это тщеславие.
Другое дело, что я сам очень был обласкан вниманием. На мою долю выпало и выпадает такое количество хорошего, что нет смысла в лишнем пиаре.
Я заметила, что, знаете, есть люди, которые уверены в себе, выпячивают себя, а вы словно немножко стесняетесь.
Николай Цискаридзе: Не могу вам сказать, что стесняюсь, - я просто сам по себе достаточно закрытый человек - интроверт, хотя и очень редко кто в это верит. Но те, кто меня знает близко, домашний круг - они очень часто задают мне вопрос: "Как так получается, что ты стал артистом? Тебя таким никто не видит".
Я очень давно понял, наблюдая за многими моими коллегами-артистами, что, в основном это люди, которые не хотят показывать себя настоящих. Для них проще сыграть вам звезду, персонажа. Это, как правило, те, кто любит быть за какой-то маской. И сам очень часто произношу эту фразу: "Я - не звезда, но работаю звездой и умею это делать очень профессионально".
Скажите, а кем бы вы стали, если б не стали...
Николай Цискаридзе: ...Я бы хотел быть доктором.
Нет, я про ректора спрашиваю, не про артиста балета. Потому что помню, когда вы стали ректором Академии Вагановой, было очень много шума по этому поводу. Если бы так сложилась ваша судьба, что вы бы не пошли в образование, кем бы стали?
Николай Цискаридзе: Мне на тот момент предложили четыре или пять театров, два из них - в Москве, и я отказался. Об этом я никогда не говорил и не собираюсь, просто у меня было много предложений.
Но если речь о конкретно этой должности, тот тут сложилось многое. Вначале это было предложение от министерства культуры, и я отказался. А потом со мной говорил Владимир Владимирович Путин. Я на тот момент был просто поражен степени его осведомленности - он очень подробно со мной говорил об Академии, о том, что в ней происходит. Он сказал, что он и его коллеги дают мне карт-бланш, но важно показать "что ты можешь и что из себя представляешь".
Как интересно складывается ваша карьера. Вы рассказывали о том, что, приглашая недавно вас в программу "Сегодня вечером", Наталья Никонова - заместитель Генерального директора, директор дирекции спецпроектов Первого канала - также предоставила вам карт-бланш.
Николай Цискаридзе: Да, когда к тебе вдруг проявлено такое доверие, важно его оправдать. Тогда Владимир Владимирович сказал так: "Ты можешь уволить кого хочешь. Проявись по полной программе". Когда прошло полгода, Владимир Ростиславович Мединский, который тогда был министром культуры, мне сказал: "Надо же, нас всех предупреждали, что головы будут лететь направо и налево, а вы за полгода не уволили ни одного человека. У нас нет ни одной жалобы ни от родителей, ни от детей, ни от педагогов, ни от кого".
При этом было доказано, что то письмо, которое поступило якобы от педагогов, это фикция: подписи были подменены. Дело в том, что, когда письмо приходит в администрацию президента, прокуратура обязана проверить легитимность. И "подписанты" не прошли проверку - все отказались от самого факта подписи. Другое дело, что мои недруги еще делали письма отдельно от Мариинского и Большого театров, но их никто не рассматривал, потому что назначение не касалось этих организаций.
Через полгода работы в Академии я собрал весь коллектив и сказал так: "Вы знаете, я очень люблю моего земляка Георгия Александровича Товстоногова. Когда его назначили худруком БДТ, был большой скандал, он собрал всю труппу и произнес: "Я вас предупреждаю, я - несъедобный!" Я вам повторяю: я - несъедобный! Если вы хотите работать, пожалуйста, мы идем с вами в одну сторону, не хотите - дверь открыта, я никого не трогаю".
Потом, конечно, через два-три года часть людей отсеялись. Это - нормальный процесс. Но должен сказать: после травли в Большом театре и той, которая была организована в мировой прессе, мне вообще ничего не страшно. Меня испугать или удивить сложно, потому что все, что можно, было против меня применено.
Возвращаясь к теме тщеславия. Если, как вы говорите, любой артист тщеславен, как ему преподавать? Это же означает уметь растворяться в других...
Николай Цискаридзе: У меня это получилось, потому что на преподавательскую деятельность мои педагоги меня поставили, когда мне было 18 лет. У меня был опыт. Я был профессиональным артистом балета 21 год и 10 лет параллельно - педагог.
Вы не боялись, что вас "обскачет" более способный молодой танцор?
Николай Цискаридзе: Я никогда ничего не боялся. К тому же человека с моими физическими способностями я пока еще не видел. После меня появились - честно вам скажу - в мире три танцовщика с такими данными. В Америке - Давид Холберг, в Германии - Фридеман Фогель и недавно бразилец Габриэль Фигейро - он также работает сейчас в Германии. Но у них не было Пестова! (Петр Пестов, заслуженный артист РСФСР - один из лучших в мире балетных педагогов). Мне очень повезло с педагогами!
Как вы сейчас сохраняете форму?
Николай Цискаридзе: Никак. Я - в форме, я просто стараюсь меньше есть. Но, к сожалению, поесть люблю. И как можно удержаться от сладкого? (Смеется.)
У меня еще вопрос про любимчиков.
Николай Цискаридзе: Любимчики - это я!
Николай Цискаридзе накануне концерта выпускников Академии русского балета в Кремле выступил перед представителями СМИ. И вот что ответил на вопрос про Юрия Григоровича:
"Мне безумно повезло. Даже если бы Григорович в отношении меня так себя не повел - я бы все равно к нему относился с восхищением. Но Юрий Николаевич увидел меня на экзамене, взял и выстроил мне судьбу. Понятно, что без его участия, без его воли не было бы ничего. Например, когда я пришел в театр, он понимал, что мальчик я очень бедный. Был 1992 год. Мы с мамой одним утром встали, она - гражданка Грузии, я - гражданин России. Григорович тогда дал распоряжение, и меня зачислили в кооператив. Когда моя мама скончалась, был момент, когда его выживали из театра. И как только Григорович ушел, меня исключили из кооператива. Такая деталь - мне, ребенку, даже в голову не пришло бы собирать документы на кооператив. Это очень важно, когда в тебе заинтересованы. Я, 18-летний, стоял у Григоровича в кабинете - мне казалось, что я смотрю голливудский фантастический фильм. Когда он говорил о своих планах в отношении меня, я думал, что он бредит. Поверить в то, что он видит во мне, в том мальчике, какую-то одну из этих ролей, было невозможно. Но все так и случилось.
Сейчас же Григорович знает о нашем концерте в Москве в его честь. Очень надеюсь, что сможет приехать. Однако нельзя прогнозировать, потому что в таком возрасте состояния бывают разные.