Поделиться

    Башню Ахун в Сочи ждут масштабные перемены

    Знаменитая башня на горе Ахун в Сочи будет реконструирована, кроме того, к ней построят канатную дорогу от парковки у Агурских водопадов. Это позволит значительно увеличить турпоток к достопримечательности, ставшей визитной карточкой города, и сделать отдых гостей более разнообразным и интересным.
    Башня Ахун пользуется огромной популярностью у жителей Сочи и туристов.
    Башня Ахун пользуется огромной популярностью у жителей Сочи и туристов. / Екатерина Ковалевская/РГ

    - Башня на горе Большой Ахун - объект культурного наследия федерального значения. И нам важно, чтобы знаковое место, любимое жителями и гостями курорта, получило вторую жизнь и при этом сохранило свою историческую уникальность, - отметил глава Сочи Алексей Копайгородский.

    Сюда ведет единственная извилистая дорога протяженностью около 12 километров, которая ответвляется от Новороссийского шоссе. Высота горы - 663 метра, серпантин хоть и асфальтирован, но зимой проехать по нему крайне сложно: трассу засыпает снегом, появляется наледь. Так что фактически три месяца в году башня недоступна для гостей.

    Чтобы ее посещение не зависело от капризов природы, разработан инвестпроект строительства канатной дороги протяженностью 2,8 километра. Работы должны начаться в 2023 году и завершится в 2024-м. Подъемник сократит время в пути на гору Ахун с 30 до 10 минут. На реализацию проекта планируется потратить около четырех миллиардов рублей.

    Как сообщили в НАО "Красная поляна", канатная дорога - экологичная альтернатива автомобильному транспорту. Чтобы свести к минимуму воздействие на окружающую среду, при ее строительстве используют технологию Green Line, которая позволяет проводить работы без вырубки зеленых насаждений: гондольные кабины поедут выше кромки деревьев. Кроме того, удастся избежать и шумового загрязнения Сочинского национального парка.

    Линия канатной дороги получит специальную систему узлов, исключающую необходимость ее обслуживания кранами или габаритной грузоподъемной техникой, на объекте станут использовать только безопасные для окружающей среды смазочные материалы.

    - Расчетная пропускная способность канатной дороги составит 200 человек в час. Кабинки будут десятиместные, - рассказал заместитель директора департамента курортов, туризма и потребительской сферы администрации Сочи Кирилл Сазонов.

    Документы, регламентирующие деятельность инвестора, уже подписаны представителями компании и Сочинского нацпарка. Однако на этом преображение одной из основных достопримечательностей города не закончится. Территорию горы планируют облагородить комплексно. На нижней станции канатной дороги оборудуют визит-центр национального парка. Верхнюю расположат в непосредственной близости от башни Ахун. Оттуда же будут начинаться маршруты к Агурским водопадам и Орлиным скалам. Вблизи станций будут парковки, ресторанные дворики, небольшие ярмарки.

    Преобразится и сама башня, пользующаяся огромной популярностью у жителей Сочи и туристов. Она - обязательная точка свадебных фотосъемок, здесь часто проводят различные праздники. Высота сооружения - 30 метров. Со смотровой площадки открывается прекрасный вид на Хосту и Адлер, отсюда также хорошо просматриваются объекты Олимпийского парка, стадион "Фишт" и ледовый дворец "Большой". А левее можно разглядеть заснеженные вершины Красной Поляны и горы Абхазии.

    - Первые посетители побывали здесь летом 1936 года. Башня представляет собой симбиоз средневекового замка и кавказской оборонительной вышки, - сообщил главный специалист по историко-культурному наследию Сочинского национального парка Николай Марков. - Она состоит из четырех ярусов и завершается карнизом с бойницами. Башня является своего рода геометрическим центром Ахунского горного массива. Он вытянут вдоль моря на пять километров, южная сторона насыщена эндемиками, реликтовыми растениями. Тут уникальные природные объекты, такие как Агурское ущелье, Орлиные скалы. Сейчас здесь планируется создать туристический кластер, башня станет его центром. Конечно, 86 лет эксплуатации, субтропический климат, природные катаклизмы наложили на нее свой отпечаток. Сооружение нужно реконструировать.

    На стене башни уже заметна довольно большая трещина, а известняк, из которого она сложена, начал крошиться. Кроме того, два года назад в юго-западную часть сооружения ударила молния, которая нанесла ему некоторый ущерб. И хотя башня твердо стоит на крепком основании и угрозы обрушения нет, ее уже необходимо реконструировать.

    Как рассказала заместитель директора по экологическому просвещению Сочинского нацпарка Евгения Говядова, осенью башня должна закрыться на реконструкцию, которая по плану завершится к концу года. Согласно смете на работы из бюджета потратят 117 миллионов рублей.

    Справка "РГ"

    Для разработки проекта башни Ахун в 1936 году была приглашена группа архитекторов, которые в течение 10 дней представили несколько вариантов. После непродолжительных обсуждений был утвержден проект Сергея Воробьева. На объект бросили тысячи рабочих. В результате на возведение башни из местного белого известняка ушло 108 дней, а на прокладку 12-километровой дороги - 122.

    Поделиться