Учитель из Донецка: Мы мечтаем о мире на русском языке

"Я родилась в СССР. Взрослела на Украине, но последние восемь лет, с момента начала военных действий на Донбассе, я радею душой и сердцем за Русский мир. Язык мира - это язык моего детства, другого я не знаю и знать не хочу. Слышишь само только слово "мир" ‒ и перед глазами целая плеяда родственных, неимоверно добрых в своем журчании, слов: мирить, мирный, миролюбивый, всемирный и даже в имени сына Владимира я слышу голос мира", - пишет в своем эссе "От языка Союза к языку мира: зачем сегодня учат русский?" на XXII Международный Пушкинский конкурс "РГ" русист из Донецка Яна Ефременко.

Педагог рассказывает свою историю: она украинка по папиной линии, русская - по маминой, молдаванка - по бабушкиной. Автор эссе выучила шесть иностранных языков. И уверенно заявляет, что сердцем она русская - и гордится этим. "Ни капли стыда!",- подчеркивает русист в своем эссе.

Однако отец Яны, выросший в СССР и с детства прекрасно владеющий русским, недавно с горечью отметил, что совсем не понимает язык современной молодёжи. Он смотрит ролики на YоuTube, и язык блогеров для него словно китайская грамота. "Это не русский! Это чужой язык! Это вирус!" ‒ сетует он. И ведь это не метафора, увы, считает Яна, а горькая реалия. То, что сейчас ворвалось и живет в языке, изничтожая красивый и богатый русский, - похуже коронавируса.

Яна верит, что через некоторое время лавина речевого мусора осядет на дно.

По мнению русиста, настоящий русский язык - тот, на котором мама утром готовит "блинчики", а не "панкейки", в котором в ответ на поздравление принято говорить "спасибо" вместо ущербного "спс". Язык, по мнению автора эссе, обнищал в своем богатстве. И вина в этом на каждом, кому "маффины" вкуснее "кексов".

Конечно, речь не идёт о том, чтобы вернуться к "лаптям да скоморохам", но ведь существует же граница, за которой русский остаётся великим, а вне ее - становится языком "тиктокеров, блогеров и инсты", считает Яна.

Она очень любит свою работу, которая ей во всем помогает. Филолог считает, что невозможно объяснить третьекласснику образование степеней сравнения прилагательных в английском, не прибегая к родному языку или научить седьмой класс писать эссе-рассуждения, как того требует программа обучения английскому. "Видя связь двух языков, дети понимают логикой, а не зубрежкой. И, не читая об этом в книге, а проводя "живые" языковые эксперименты, дети видят, верят и убеждаются в величии русского языка и тогда ‒ начинают уважать его и беречь, следить за чистотой речи, искореняя мусор и ставя правильно ударения. Они начинают любить свой язык и гордиться им", - пишет педагог.

Яна Ефременко признается, что гордится быть учителем русского языка. У неё уже есть и звездные ученики. В 2020 году она выпустила 11-й класс. В числе выпускников была ученица, а ныне студентка филологического факультета Донецкого национального университета, о которой педагог с уверенностью может сказать: будущее русской филологии в Донецке - в надежных руках!

"Так зачем же я сегодня учу детей русскому? Что значит для меня быть русской?" - задается сложными вопросами педагог. - Не по крови и территориальному признаку, но по духу?"

Быть русской для учителя - значит жить с полной отдачей и моралью, по нормам которой и должен жить каждый русский человек.

Ещё быть русской для меня, пишет Яна, это помогать. И не потому, что у меня есть "лишние" деньги, а потому что могу помочь. Русист постоянно занимается волонтерской деятельностью, помогая благотворительным фондам и больным детям. "Нужно помогать, пока есть силы, возможность и желание ‒ этому я и учу детей. Учу их правде и доброте, учу сострадать и сопереживать, делиться и быть ответственными. Я учу их быть русскими ‒ духом", - заявляет русист.

Сейчас учитель "великого и могучего" живет и работает на самой окраине города Донецка, в Петровском районе. Бывают дни, даже недели, когда не слышно ни выстрела. А бывает, что и лай соседского пса не слышен из-за свиста летящих снарядов, описывает ситуацию Яна. Самое страшное, по мнению донецкого русиста, что и дети уже к такой жизни привыкли. Стреляют с утра, а они идут в школу. Снова "бахи" - а детвора на перемене уверенно обсуждает "от нас" или "к нам". Город приучился жить в войне, как один большой слаженный организм: работают шахты, магазины, дети учатся, молодёжь женится, рожает детей. Город живет на руинах мира, потому что просто хочет жить.

Восстановление мира на Донбассе, по словам русиста, вопрос русской чести. Она растворена в воздухе, воде, она - точка опоры для ног. "Русский мир, - кислород для жителей ДНР, - пишет Яна. - Отнимите его у нас - и мы задохнемся! Нас могут не любить. Могут не признавать. Но никто не имеет ни морального, ни юридического права нас уничтожать. И потому - да, Русский мир - не утопия для нас", - рассуждает она. - Вы назовете меня сумасшедшей матерью. Осудите, что не увезла ребёнка в безопасное место. Нельзя прожить восемь лет в подвале. Надоело прятаться. Жить хочется, просто жить!" Так о чем же мечтает простой учитель русского языка, работающий в Донецке? Конечно, о мире на русском языке", - заключает русист Яна Ефременко.