21.06.2022 00:05
    Поделиться

    В Минтруде назвали самые перспективные направления для трудоустройства

    РИА Новости

    В России, по официальной статистике, не более 3 млн безработных. Такого даже до ковида не было. И это притом, что из-за экономических санкции со стороны недружественных стран ряд предприятий ушли в простой.

    Удерживать безработицу на низком уровне помогает четкая политика в сфере занятости. О том, что делает правительство, чтобы россияне не испытывали проблем с трудоустройством, в интервью "Российской газете" в рамках Петербургского международного экономического форума рассказала замминистра труда и соцзащиты Елена Мухтиярова.

    Елена Вячеславовна, сегодня многие экономисты сходятся во мнении, что осенью может начаться рост безработицы. Не исключает такой сценарий и Центробанк. Ваш прогноз?

    Елена Мухтиярова: Нынешняя ситуация в экономике - нетипичная. И даже по прогнозу по инфляции мы видим, как первоначальные ожидания снижаются. Так же и по ожиданиям по рынку труда. По представленному ранее прогнозу Минэкономразвития, безработица по итогам этого года составит 6,7%. Полагаю, что в июле, когда будет представлен обновленный макропрогноз, цифры по уровню безработицы будет скорректированы, так как пока что безработица в России очень низкая. На исторически низком уровне - порядка 3 млн человек, по данным Росстата.

    Мы, конечно, рассчитывали самые разные сценарии. И Правительство предпринимает целый комплекс мер для минимизации рисков для рынка труда. Поэтому определенный оптимизм можно выразить: экономика реагирует достаточно гибко на все, что сейчас происходит, и господдержка помогает в этой адаптации.

    Ну так что же помогает сдерживать безработицу?

    Елена Мухтиярова: Какие у нас основные меры поддержки? Переобучение. Стоимость переобучения одного человека порядка 60 тысяч рублей. Переобучить могут как сотрудников предприятий, которые перестраивают свою работу, так и безработных или находящихся под риском увольнения по направлению службы занятости. Человек при этом не обязательно должен быть признан официально безработным. Это эффективная мера: 75% граждан после повышения квалификации и обучения трудоустраиваются или открывают свое дело.

    Следующая мера - это временные работы. Организациям, которые объявили простой или ввели неполную занятость, дают средства, чтобы они могли оплатить своим работникам выполнение других обязанностей на период приостановления основной работы. Это дает возможность поддержать доходы сотрудников, а предприятию - решить задачи, связанные с перенастройкой предприятия.

    Далее - оплачиваемые общественные работы. Это когда безработный, по сути, устраивается на временную работу и за это получает определенную зарплату, а государство это софинансирует. Плюс пособие по безработице за ним сохраняется.

    Еще одна мера - субсидирование найма молодых специалистов. Это, по сути, доплата работодателю по минимальному размеру оплаты труда в первый, третий и шестой месяц работы молодого специалиста на данного работодателя. Также работодатели могут получать субсидии за устройство на работу тех, кто находится под риском увольнения и других уязвимых на рынке труда соискателей.

    Легче стало устроиться на работу и определенным категориям специалистов. У нас же есть определенные должности, которые могут быть заполнены только после прохождения конкурса. Конкурс достаточно длительный. Речь о педагогах, научных работниках. В этом году ввели временные правила, которые позволяют привлекать таких сотрудников по срочному трудовому договору на полную ставку до прохождения конкурса.

    В Госдуме сейчас рассматриваются предложения в закон о госслужбе. Так же предлагаем упростить найм работников. Для того чтобы попасть на госслужбу, тоже нужно дождаться объявления о конкурсе, подать документы, которые пройдут предварительную оценку, потом уже сам конкурс. Это очень долго, поэтому и здесь тоже определенные барьеры хотим снять. Например, почему по ускоренной процедуре не принять на работу в госструктуры IT-специалиста?

    Из-за санкций многие штучные специалисты потеряли свою работу. Например, пилоты, высококвалифицированные работники автопредприятий. Куда им сейчас идти?

    Елена Мухтиярова: Здесь главные слова - штучные специалисты. Приведу пример: есть такой авиаперевозчик "Волга-Днепр". На его опыте мы отработали технологию перевода сотрудников из одной организации в другую. Еще в начале марта авиакомпания задумывалась об увольнении сотрудников, так как практически полностью остановилась логистика. Что произошло дальше? Коллеги из московских служб занятости стали активно работать с находящимися под риском увольнения сотрудниками "Волга-Днепр". Например, на инженеров есть запросы, например, от "Ростеха". И можно применять механизм, когда приостанавливается действие трудового договора у одного работодателя и человек переходит временно работать к другому работодателю. Этот же механизм помогает и сохранять трудовые коллективы. Ведь без этого механизма специалисты просто найдут другую работу и уже не вернутся на прежнюю.

    Что касается пилотов, то у самих авиаперевозчиков, если меньше становится полетов, есть определенная сменность. Они в рамках этой сменности пытаются распределить полеты так, чтобы пилоты навыки не теряли.

    Для предприятий, которые оказываются в зоне риска, включаются уже современные механизмы поддержки. Да, сегодня существует довольно большой запрос от промышленности, которая работает по импортозамещению. Под новое оборудование, под новые процессы надо переобучать сотрудников. Либо нужно организовать временную занятость, когда меняются технологические линии, например, на "АвтоВАЗе". Сотрудников в этот период привлекают к ремонтным работам, к настройке новых линий. И здесь тоже государство помогает и субсидирует работодателям один МРОТ на человека в месяц в рамках этих временных работ и расходы на материально-техническое обеспечение.

    Если брать данные Росстата, то у нас сейчас порядка 3 млн безработных, а в службах занятости зарегистрированы не более 700 тысяч человек. Почему такая разница?

    Елена Мухтиярова: Если быть точнее - 691 тысяча безработных, по данным на четверг, стоят на учете в службах занятости. Почему такая разница со статистикой МОТ? Все очень просто: россияне не привыкли обращаться в службу занятости. Порядка 50% соискателей ищут работу самостоятельно. Служба занятости - это когда люди не могут самостоятельно найти работу либо нужно оформить пособие.

    Сегодня ведь идет большая работа по модернизации центров занятости…

    Елена Мухтиярова: Совершенно верно. Но не стоит думать, что мы просто там меняем мебель и расставляем новые цветы на окнах. Модернизация - это в первую очередь изменение процессов. Благодаря внесенным изменениям в закон о занятости, удалось создать единую цифровую платформу. Появился единый алгоритм оказания услуг - содействие занятости гражданину либо подбор кадров для работодателя. При этом один компонент без другого не существует. Плюс каждая служба занятости получила итоговое задание создать собственный проект модернизации. Сейчас одобрены проекты первых 15 регионов.

    В прошлом году запустили большую программу переобучения сотрудников служб занятости - а это порядка 24 тысяч человек. И сейчас важный вопрос, который перед нами стоит - повышение зарплат. Центры занятости - региональные учреждения, поэтому мы не можем влиять на это напрямую. Сейчас продумываем механизмы, чтобы повысить оплату труда. В центрах занятости сегодня трудятся специалисты, которые уже имеют довольно большой опыт антикризисной работы, многие прошли переобучение. Если мы не решим этот вопрос, то мы потеряем профессионалов, которые могли бы оказывать качественные услуги.

    Клиентоцентричность, клиентоориентированность - это главное в работе служб занятости. У нас многие регионы сами сейчас нарабатывают определенные практики, очень интересные. Например, помогают женщинам с детьми, которые находятся в определенных жизненных ситуациях, найти работу. Оказывается полный комплекс услуг - и обучение, и помощь с устройством ребенка в детский сад, чтобы женщина смогла выйти на работу. И такие кейсы мы сейчас тиражируем. Создаем сборник лучших практик и жизненных ситуаций, которые начнем внедрять в общую архитектуру цифровой платформы.

    А через МФЦ работу можно найти?

    Елена Мухтиярова: Мы сейчас работаем над этим. Продумываем новые способы распределения точек присутствия. Задача в том, чтобы "приходить" туда, где гражданин сможет получить не только наши услуги. Рассматриваем направление специалистов в центры госуслуг "Мои документы", в единые клиентские офисы будущего объединенного фонда. Обсуждаем такую возможность и с "Почтой России". Это людям очень удобно. Потому что, например, через МФЦ может параллельно получить и другие услуги.

    Как часто работодатели под тем или иным предлогом вынуждают работников увольняться? Можно это как-то отследить?

    Елена Мухтиярова: Можно. С позапрошлого года у всех работодателей есть обязанность при наступлении кадрового события - будь то расторжение трудового договора либо его заключение, передавать информацию в Пенсионный фонд России. Причем уже на следующий день после наступления кадрового события - почти что в режиме онлайн. И это помогает отслеживать, что происходит с каждым конкретным работодателем. И предотвращать случаи расторжения трудовых договоров в обход Трудового кодекса. И как только какие-то эпизоды возникают, то здесь сразу же подключаются трудовая инспекция, Генпрокуратура.

    Трансформация рынка труда происходит постоянно. Теперь она явно ускорится. Каковы наиболее перспективные направления занятости на ближайшие годы?

    Елена Мухтиярова: Да, сейчас идет активное изменение рынка труда. Но, подчеркну, ни в коем случае не его сокращение. Всегда будет спрос на врачей, учителей, социальных работников. Огромный потенциал по импортозамещению во всех областях экономики.

    Поделиться