издается с 1879Купить журнал

Археологи нашли в Херсонесе остатки древних оборонительных стен

22 июня 2022

У оборонительных стен "Херсонеса Таврического" археологи заложили шурфы, чтобы изучить их фундамент и подготовить документы для реставрации. Глубина некоторых раскопов достигает четырех метров. Ученые уже сделали первые открытия, когда обнаружили неизвестные укрепления раннего периода существования Херсонеса из камня и дерева.

Юлия Крымова/РГ

- В трех шурфах есть следы совсем ранней истории Херсонеса, - рассказала "РГ" завотделом хоры Херсонеса Людмила Ковалевская. - В самом глубоком шурфе мы вышли на более раннюю стену, построенную, видимо, еще до известных нам оборонительных стен. Эту гипотезу необходимо проверять, расширив площадь раскопа и изучив найденную в нем керамику.

Оборонительные стены - один из самых известных памятников, их первыми видят посетители музея. Основная стена была построена в IV - первой половине III века до нашей эры, а в последующие века достраивалась и удлинялась. Для усиления обороны к ней были пристроены 19-я куртина и башня Зенона. В более поздний период появилась внешняя, или передовая стена - протейхизма.

- Здесь находился портовый район Херсонеса, а в первые века нашей эры большую площадь занимала "цитадель", место дислокации вексилляций римских войск, - говорит Ковалевская. - Для защиты надо было построить мощную оборонительную стену. Ее пришлось проложить через балку, на дне которой находились слои ила, скапливалась вода. Поэтому местами у стены очень глубокий фундамент. Мы знали об этом раньше, но сейчас увидели воочию.

В другом раскопе найдены остатки гончарной печи с фрагментами кирпичей. О существовании за стенами города района "керамик" с гончарным производством ученым было известно, печи уже находили при раскопках. Новая находка интересна тем, что расположена ниже фундамента протейхизмы. А значит, когда строили стену, печь уже не функционировала. Это место еще предстоит изучить.

Оборонительные стены археологи исследовали с конца XIX века, когда был создан херсонесский музей. Самих стен тогда не было видно. Над землей возвышались только башни. Постепенно была раскопана основная стена, найдены городские ворота, открыт перибол (коридор между двумя стенами) - сегодня по нему проходит экскурсионный маршрут. Однако прежние исследователи дошли только до уровня античности. Дальше в глубину, до "материка", перибол почти не изучался. Ученые исследуют его впервые.

На склонах Карантинной балки, которую перегораживает стена, глубина шурфов составляет всего лишь 20 сантиметров, под небольшим слоем почвы сразу начинается скала. А в нижней части раскопы уходят в глубину на 3-4 метра. Археологам приходится постоянно откачивать воду, поступающую в шурфы. Стоит остановить работы, и раскоп заполняется водой. Весь материал из шурфов вынимают и упаковывают послойно для исследования. Фрагменты керамики помогут ученым датировать находки и подтвердить открытия.

Всего при разведке будет заложено 20 шурфов размером два на два метра. Часть их них - в портовой части городища, на берегу Карантинной бухты. Там археологи обнаружили остатки древних деревянных конструкций. Они могут оказаться самыми первыми укреплениями Херсонеса. Один из кольев археологи извлекли для изучения и поместили в холодную среду, а остальные находки законсервировали на месте.

- В двух шурфах найдены остатки деревянных конструкций, - говорит Людмила Ковалевская. - Очень редко удается найти дерево, сохранившееся со времен античности. Здесь, видимо, оно было законсервировано в иле и морской воде глубоко под землей. Найдены четыре кола диаметром около восьми сантиметров, которые были вбиты в песок в ряд. На берегу Карантинной бухты был порт Херсонеса, сюда приплыли первые переселенцы. Предполагаем, что мы нашли одно из ранних фортификационных или портовых сооружений.

Ученые высказали гипотезу, что древнегреческие колонисты сооружали первые укрепления, вбивая колья и переплетая их прутьями. Между двумя рядами таких плетенок засыпали камни, получалась временная защитная стена. А тем временем строили основную каменную стену.

В другом шурфе найдено несколько лежащих рядом досок. Это могли быть портовые конструкции, возможно, пирсы раннего периода. Участки с такими находками интересны для дальнейшего изучения, считает Ковалевская.

Кстати, один из шурфов заложен за передовой стеной Херсонеса. Эта территория до сих пор скрыта от нас слоями земли, раскопки здесь практически не проводили. Археологи говорят, что этот раскоп будет самым глубоким и может принести новые открытия.

- Шурфы - это часть предпроектных изыскательских работ, которые требуются для подготовки проекта реставрации оборонительной линии городища, - говорит Татьяна Сарапулкина, замдиректора Херсонеса Таврического по музеефикации и охране объектов культурного наследия. - Необходимо провести геологические исследования и осмотр фундаментов, в данном случае проводятся охранные археологические работы. Но научное их значение также важно.