20idei_media20
    27.06.2022 05:00
    Рубрика:

    Эксперты нашли причины, почему еда плохо продается в онлайн-магазинах

    Российские компании и физлица активно пытаются продавать продукты питания через интернет. Но заход на популярные платформы не гарантирует им успеха. Ассортимент зачастую растет, а вот реальные продажи или растут медленно, или падают.
    iStock
    iStock

    Эту закономерность отмечают эксперты сервиса для глубокой аналитики маркетплейсов Sellematics.com. Они сравнили объем предложений и заказов на двух самых известных платформах в апреле - мае 2022 и 2021 года (исследование есть в распоряжении "РГ").

    На одной за период с апреля 2021 по май 2022-го число наименований продуктов питания удвоилось. При этом доля реально продающихся товаров увеличилась всего на 15 процентов.

    Развивать категорию с продовольствием на этой платформе начали в 2020 году в связи с пандемийными ограничениями. Ниша оказалась востребованной - за первый год было совершено около 13 миллионов заказов. Это привлекло новых поставщиков и спровоцировало рост числа новых товаров.

    В апреле прошлого года в категории "Продукты питания" значилось около 150 тысяч наименований, а в апреле 2022-го - почти 300 тысяч. Однако симметричного роста продаж не произошло. Если год назад покупки фиксировались по 40 процентам ассортимента, то этой весной - только по 23.

    На другой платформе, где продукты питания представлены с 2016-го, картина иная. За последний год новых позиций в категории стало меньше, но меньше стало и товаров, которые никто не заказывает. В апреле 2021 года здесь предлагали 145 тысяч товаров, из них было востребовано 52 процента. В 2022-м ассортимент сократился до 127 тысяч наименований, но заказы оформлялись по 71 проценту из них.

    Таким образом, на первой платформе каждый второй начинающий предприниматель пытается продавать простую локальную продукцию - например, мед. Не все продавцы понимают особенности ниши и уровень конкуренции, который их ждет. Обилие невостребованных товаров приводит к тому, что доля продуктов, которые реально продаются, снижается пропорционально росту ассортимента.

    Комментарий

    Дарья Ткаченко, СЕО компаний Sellematics и Sellmonitor:

    - Эта статистика отражает не только реакцию потребителей на новых продавцов, но и технические особенности маркетплейсов.

    Так, на первой платформе карточки товаров не удаляются, даже если продукция перестает поставляться. У второй платформы такой особенности нет. В итоге на первой получается много карточек продуктов, но не все они работают одинаково хорошо.

    Тем не менее, категория продуктов питания на первом маркетплейсе все равно существенно выросла. Дело в том, что она особенно популярна среди селлеров, делающих свои первые шаги на платформе. Тогда как на второй платформе пул поставщиков уже более устоявшийся.

    Если мы посмотрим лидеров направления "Продукты" на обоих маркетплейсах, то увидим очень специфические товары, например, арахисовую пасту или наборы сухофруктов массой несколько килограммов. Более привычную, повседневную еду люди предпочитают заказывать в супермаркетах, где доставка зачастую работает быстрее. Выходя на маркетплейс, стоит предварительно анализировать нишу и смотреть, какие продукты хорошо продаются.