Московская неделя моды: три в одной - хорошо или не очень?

26 июня завершилась масштабная Московская неделя моды. В реальности москвичи получили одновременно несколько совершенно разных недель - по формату, задачам и целевой аудитории. Одну - с дизайнерскими показами на подиумах, с пригласительными и стрим-трансляцией, другую - на бульварах и площадях, с костюмами в народном стиле и развлечениями для далекой от моды публики, а третьей стала ежедневная деловая программа, рассчитанная на профессионалов отрасли. У всех сложились совершенно разные впечатления.

Описать закончившуюся Московскую неделю моды можно древнеиндийской притчей о слоне. Один слепой держал слона за хобот, другой - за бивень, третий - за хвост. Каждый пытался описать животное, исходя из своих ощущений и настаивая на своей правоте. Но никто не видел слона целиком. Так и с этой неделей моды: ее сделали настолько масштабной, что объять это необъятное даже в качестве зрителя оказалось невозможным. Поэтому каждый, кто ее посетил, сумел воспринять только свою часть увиденного. Итоговые публикации в СМИ и телеграм-каналах во многом противоречат друг другу. Поэтому хочется напомнить о варианте притчи, в котором слепые, уже затеявшие между собой драку, в итоге решают прислушаться друг к другу, чтобы вместе составить более полное описание реального слона.

Немного предыстории

Московская неделя моды проводится не впервые. Когда-то существовало мероприятие ровно с таким же названием. Помимо него, было еще два других, более крупных: Неделя моды в Гостином дворе (так называемая Неделя моды Александра Достмана, по имени организатора) и Russian Fashion Week, которая позже стала Mercedes-Benz Fashion Week (ее называли Неделей моды Александра Шумского). Первой погибла Московская неделя, две других держались дольше, постоянно конкурируя между собой, но все же с некоторым моральным перевесом "Недели Шумского". Параллельно с этим относительно крупные локальные компании стали устраивать свои модные недели (часто укладывающиеся в три дня) - не столь впечатляющие по дизайнерскому составу, зато "собственные". В итоге в Москве развелось столько недель моды, что дизайнеры, за прошедшие 20-30 лет создавшие стабильные бренды и заработавшие имя, репутацию и круг клиентов, потеряли к мероприятиям такого рода всякий интерес. На участие в нынешнем их пришлось уговаривать. Дизайнер Игорь Чапурин признается, что поначалу от участия отказался, но затем по здравому размышлению пришел к выводу, что "творческие люди должны держаться вместе, объединение - это всегда здорово". И его показ стал хедлайнерским на площадке ВДНХ возле фонтана "Дружба народов" (в очень нетрадиционном, прямо скажем, месте для подиумных дефиле).

Щедрой рукой

Невероятный масштаб Московской недели моды был обеспечен поддержкой столичного правительства. Это позволило не только задействовать и специально обустроить большое количество площадок (парк Зарядье, ВДНХ, Тверская площадь, бульвары), но и сделать участие дизайнеров в Неделе бесплатным (необходимость финансового взноса была традиционной сложностью для молодых брендов, а поиск спонсоров - головной болью; ведь надо еще отшить коллекцию, заплатить моделям и стилистам - расходов у дизайнеров всегда достаточно). Со стороны модной индустрии главным организатором нынешней Московской недели стал Александр Шумский. Возникла необходимость создания экспертного совета, поскольку, когда число заявок на участие приблизилось к тысяче, стало понятно, что без конкурсного отбора не обойтись.

Изначальная идея была очень разумной: как любая столица, Москва должна иметь только одну, понятную всем, неделю моды. В этом смысле мы приблизились к мировым трендам. Более того, поскольку одновременно с Московской проходила Миланская неделя моды, это в каком-то смысле выглядело как "наш ответ Чемберлену". С другой стороны, город, видимо, настолько привык к разным "неделям", что и на этот раз организаторы не смогли прийти к единому решению относительно формата. Что это должно быть? Народный праздник в духе "фестиваля варенья", просветительские мероприятия об истории русского костюма и традиционных занятиях предков (на бульварах даже были выставлены прялки и проводились мастер-классы по рукоделию), показы для профессиональной и сочувствующей публики или выставка-продажа дизайнерских коллекций? В качестве "пробного шара" решили сделать все и сразу.

Начало

Перед началом Недели на улицах города появились плакаты, анонсирующие ее в стиле "сарафанный лубок" - это навевало мысли об очередном городском фестивале, праздничном и эффектном, но от современной моды довольно далеком. И, как ни странно, показы, которые наконец-то стали общедоступными (на открытых площадках), у обычных горожан особого энтузиазма не вызвали: на неизвестные имена публики собиралось немного и она была случайной. Те, кто помнил, каких трудов стоило прорваться в залы первых недель моды в Москве, вздыхали о "потере интереса". Корреспонденты многих изданий отмечали как самую распространенную аудиторию открытых площадок "женщин средних лет", которым не удавалось заразить своим любопытством молодежь.

Даже "Большой показ" в ГУМе, где всегда много посетителей, в день открытия не вызвал большого ажиотажа. Однако дефиле в необычном формате - по линиям и эскалаторам - все же заинтересовало часть молодежной публики, снимавшей все это на телефоны. Было отрадно, что все проходит спокойно и доброжелательно, никто не оттирает зрителей от моделей в стиле "не дышите на шедевры". При этом одновременное открытие там же, в ГУМе, поп-апа российских марок (с весьма достойными коллекциями) привлекло только тех, кто сам близок к российской моде.

Зарядье

Не то творилось в парке Зарядье. Там ажиотаж ощущался на всех уровнях: настенном (дизайнерские показы на Китайгородской стене), надземном (показы на Парящем мосту, в открытом амфитеатре и на Москворецкой набережной) и особенно подземном (на подиумах двух залов, оборудованных на месте парковки).

Обычную парковку под залом "Зарядье" было не узнать: на время недели моды она превратилась в огромное пространство, приспособленное не только к модным показам, но имеющее несколько баров, лаунж- и фотозон, дизайнерский маркет, стенд с расписанием по образцу табло аэропортов и много другое. Даже вентиляция работала относительно прилично (пока в зал для показа не набивалось в три раза больше народу, чем этот зал мог вместить), а охранники были удивительно любезны, пытаясь помочь пройти в искомое место, а не воспрепятствовать этому.

Все это значит, что в именно в Зарядье проводилась неделя для профессионалов и людей, близких к моде. Большинство показов - по приглашениям самих модных домов или по аккредитации для прессы. Если на показ вход свободный - значит, дизайнеру есть еще куда расти. Самые сильные и самые современные коллекции были показаны именно здесь, в том числе работы Виктории Андреяновой, Алены Ахмадуллиной, Сергея Сысоева.

Здесь же проходило торжественное открытие (коллекция Славы Зайцева в амфитеатре) и закрытие (показ Валентина Юдашкина на Парящем мосту, который на время недели моды был превращен в самый длинный и эффектный подиум). Мэтры присутствовали на показах лично. Можно сколько угодно спорить о том, было ли в их коллекциях что-то новое, модное или соответствующее сезону (в коллекции Юдашкина, посвященной драгоценностям Bvlgari, например, было демонстративно использовано несколько уникальных кутюрных платьев из музейных запасников модного дома), - но очевидно то, что каждый из них работает в своем узнаваемом стиле и на высоком профессиональном уровне.

Помимо этого, функционировал дизайнерский маркет - он стал отличной возможностью "на других посмотреть и себя показать" для тех дизайнеров, которые участвовали в Неделе моды без подиумного показа.

В силу всех этих причин первоначальный скепсис многих - и посетителей, и самих дизайнеров - сменился на интерес и даже уважение к уровню организации в Зарядье. Виктория Андреянова, чей модный дом в этом году отмечает 30-летие и чьи работы знают не только в России (ее минималистичные коллекции особенно ценят японцы), призналась, что тоже поначалу была настроена скептически, потому что "недели моды в такое время не проводятся, как будет все проходить - непонятно", но став участницей, признала, что организация оказалась "на высоте". Ее коллекция, созданная на основе тканей фабрики "Шуйские ситцы", была показана на Китайгородской стене, красный кирпич которой прекрасно смотрелся в качестве фона.

Кроме впечатляющего обустройства пространств Зарядья, завораживала невиданная четкость расписания: все показы начинались вовремя - что для завсегдатаев прежних российских недель моды, не удивлявшихся задержкам даже на час-полтора, было крайне неожиданно. Поначалу многие зрители опаздывали. Шутили, что на организаторов действуют кремлевские куранты, которые тут почти рядом. На самом деле причина была в том, что показы из Зарядья и с ВДНХ шли в прямой стрим-трансляции через каждые полчаса: если дизайнер хочет, чтоб его коллекцию показали - он должен начать вовремя и не задерживать других.

В итоге, несмотря на различные мнения зрителей, в той или иной степени близких к модной индустрии, мы не встретили ни одного дизайнера, который был бы недоволен своим участием в неделе. И это понятно, особенно в случае молодых: "творить в стол" в модной сфере невозможно, хочется показать себя и понять, в какой мере твое творчество может быть востребовано.

Однако критерии отбора дизайнеров для участия в Неделе остались неясными. В принципе, это всегда было прерогативой организаторов и экспертного совета - но в этот раз количество участников зашкаливало. На пользу Неделе такая многочисленность или нет - будет понятно позже.

И еще об итогах. В нескольких телерепортажах "с полей" бодро докладывалось о грядущем импортозамещении на основе того факта, что в России, оказывается, "мода есть". На самом деле об импортозамещении говорить рано: неделя моды не имеет прямой связи со стабильным развитием индустрии, и на сегодня практически ни у одного российского бренда нет мощностей и средств, способных обеспечить массовый пошив. В основном это "штучная работа", люксовые бренды (по количеству выпускаемой продукции и ее цене), мини-серии либо коллаборации. О "переломе" в самой модной индустрии говорить пока преждевременно.

Но что действительно было сделано - был показан новый для Москвы формат недели моды. Возможно, по ее итогам организаторы сделают выводы: нужен ли народу такой "праздник-фестиваль" на улицах и площадях (тем более что следующая неделя моды, если она состоится, придется на холодное время года), или лучше сосредоточить силы, время и средства на профессиональном мероприятии. К сожалению, сам по себе факт известности дизайнера и его коллекций не говорит о том, что с финансовой составляющей у модного дома все хорошо. Даже самые признанные из них, по их же собственному выражению, "закредитованы со всех сторон". Но продолжают заниматься своим делом и участвовать в подобных мероприятиях, потому что "Москва сказала - надо".

Осталось решить, кому именно это надо.