Выставочный проект "Дивование. Открытие Севера" в Каргополе начнет работу 2 июля

Масштабный выставочный проект "Дивование. Открытие Севера" начнет работу 2 июля 2022 года в городе Каргополь Архангельской области. Он расскажет о наследии русского Севера через предметы народного искусства из коллекций четырех музеев, произведения художников Коровина, Бакста, Татлина, а также работы пяти современных молодых художниц. Выставка продлится до 6 сентября.

Академик Д. С. Лихачев писал так: "Мне трудно выразить словами восхищение этим краем, мое преклонение перед ним. Он... сыграл выдающуюся роль в русской культуре. Он спас от забвения русские былины, русские старинные обычаи, русскую деревянную архитектуру, русскую музыкальную культуру. Отсюда вышли замечательные русские землепроходцы, полярники и беспримерные по стойкости воины".

Основа выставки — около 70 предметов женского костюма. Это «однорогие», похожие на шлемы, кокошники и девичьи головные уборы- перевязки, расшитые речным жемчугом и перламутром, а также цельные костюмные ансамбли. Знаменитые плотно расшитые золотыми нитями платки каргопольских мастериц кажутся попыткой воссоздать золото солнечного света. Но народное искусство для современного зрителя — территория тайн и загадок, и без специальных знаний сложно понять, что означают символы на каргопольских кокошниках. Проводниками в этот мир выступают музейные сотрудники и исследователи.

В первой трети XX века, когда кокошники и коруны еще не стали музейными экспонатами, художники обратились к народному искусству. Константин Коровин, Лев Бакст, Владимир Татлин создавали театральные костюмы и декорации, соединяя энергию формы народного костюма с новыми художественными течениями своего времени — ар-нуво и кубизмом.

По инициативе Саввы Мамонтова, решившего прокладывать железную дорогу на русский Север, в 1894 году Константин Коровин с Валентином Серовым совершили путешествия в те места - их впечатления легли в основу декоративных панно для русского павильона Всемирной выставки в Париже в 1900 году. Эти поездки работы открыли Север как территорию глубинных смыслов и архаичных культурных кодов. И сегодня все больше деятелей искусств работают с темами возвращения исторической памяти месту через призму собственных работ, которые создаются на основе исследования территорий.

Соприкасаясь с незнакомой им культурой, художники из других городов и стран начинают «тиражировать» регион, в который приезжают. Через свои страницы в соцсетях они показывают особенности места, в котором находятся, делают акцент на вещах и локациях, к которым местные жители уже присмотрелись, и перестали замечать их ценность. Неосознанно они пробуждают у своих подписчиков интерес к новым местам, желание побывать там, где сегодня создается новое искусство.

Но современное искусство, как и 100 лет назад, вызывает споры. Тем не менее молодые российские художники вновь обращаются к русскому фольклору и народному костюму в поисках основы для собственного художественного языка. Для проекта «Дивование» были отобраны работы 5 художниц из Архангельска, Петербурга и Москвы, для которых исследование Русского Севера и бережное отношение к традиции — важнейшая часть практики. На выставке будет демонстрироваться фильм Ульяны Подкорытовой «Тамотка», показанный на открытии московской "ГЭС-2". Это современная сказка о супергероях, основанная на северном фольклоре.

Соседство в проекте народного искусства, шедевров начала XX века и работ молодых художников подчеркивает значение языка традиционного искусства и его связи с актуальными процессами в культуре и обществе.

Музеи-участники: Государственный Эрмитаж, Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей, Архангельский краеведческий музей, Музей театрального и музыкального искусства.

Художницы: Ульяна Подкорытова, Анна Самойлова, Анна Слобожанина, Ульяна Каль, Соня Кислякова.

Проект инициирован фондом «Дорогами Ломоносова» и проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.