Поделиться

    Уральские ретейлеры поделились антикризисными рецептами

    Все, конечно, слышали о трудностях, с которыми столкнулся ретейл: о порванных логистических цепочках, об уходящих с нашего рынка компаниях, сложностях с расчетами. Особенно трудно приходится местным торговым сетям - у федералов все-таки больше возможностей для маневра. Но вот приходим мы в магазины и видим: полки не пустуют, можно найти в общем-то все, что нужно. А иногда даже больше, чем раньше: "Золотое яблоко", например, теперь торгует не только косметикой и бытовой химией, но и безрецептурными лекарствами, а в онлайн-магазине предлагает утюги, отпариватели и блендеры. Не от хорошей жизни - оборот-то поддерживать как-то надо. Мы решили узнать, каким образом выкручиваются коммерсанты, как выживают и сохраняют прибыльность их магазины.
    Кассы самообслуживания делают магазин более привлекательным для клиентов.
    Кассы самообслуживания делают магазин более привлекательным для клиентов. / Татьяна Андреева/РГ

    Уральский ретейлер Александр Оглоблин поступил просто: за несколько последних месяцев значительно сократил количество своих супермаркетов. Помещения большинства были переданы в аренду сетям-дискаунтерам. В Екатеринбурге остались лишь четыре гастронома "Елисейский" и один магазин "Елисей" (вместо двадцати двух).

    Решения нужно принимать быстро - пока ни у кого этого нет и ты в тренде

    - Кризисные времена характеризуются обычно резким скачком цен при тех же зарплатах. Первая реакция населения: те, кто считал себя средним классом и мог ходить в торговые точки с более высоким чеком, идут в магазины-дискаунтеры. Кто раньше покупал говядину, переходят на свинину, а кто покупал курицу, жарит картошку, - рассуждает Оглоблин. - Но мы все же решили оставить гастрономы "Елисейский", потому что, несмотря на падение потребления в среднем сегменте, доля таких покупателей сохраняется в определенных районах города. И мы ищем варианты, при которых можем продолжить работу.

    В первую очередь, рассказывает владелец сети, ставку сделали на собственное производство готовой продукции - ее доля в общем объеме достигает 25-30 процентов.

    - Люди в последние годы все меньше и меньше хотят готовить дома, предпочитают поесть готовое, быстро и вкусно. Благодаря этому наши гастрономы остаются прибыльными, - продолжает он. - Кроме того, у нас есть уникальные товары, которых не найти в дискаунтерах: фермерские продукты, деликатесные крупы. Это позволяет привлечь своего покупателя. В конце прошлого года мы закупили линейку продуктов "Бар здоровых привычек" - это еда без глютена, без сахара и так далее - такие продукты также востребованы.

    Заработавшая в 2019 году сеть "Жизньмарт" тоже делает ставку на готовую и полезную еду, однако при этом открывает все новые магазины и кафе, хотя в нынешних условиях это непросто.

    - Сейчас многие ингредиенты подорожали, какие-то вообще исчезли. Поэтому приходится очень быстро придумывать и разрабатывать новые блюда, которые будут доступны нашим гостям. До сих пор, например, ищем замену лососю, подорожавшему вдвое. Все идет к тому, что его какое-то время вообще не будет в стране: единственный в России мурманский завод, поставляющий эту рыбу, закрывается на пару месяцев на санобработку, - рассказывает Эля Халили, коммерческий директор сети. - Обратим больше внимания на заморозку, на готовую еду длительного хранения - супы и вторые блюда в дойпаках. Продукты вкусные и доступные, скажем, мой любимый щавелевый суп - как у бабушки в детстве. Также у нас вырастет доля нон-фуда, с упором на бытовую химию от местных производителей.

    По словам Халили, чтобы привлечь покупателей, в ближайшее время "Жизньмарт" намерен внедрить собственную систему лояльности с бонусами и скидками по картам. Вообще, судя по всему, залог успеха в этом бизнесе - гибкость и быстрое принятие решений. И участвует в этом не только руководство сети.

    - Мы придумываем позиции, которые были бы доступны покупателям и которых нет в других магазинах. У нас сегодня пройдет собрание, и я жду новые идеи от команды. Речь идет, в частности, о товарах в прикассовой зоне, которые помогают увеличивать средний чек, - это так называемые импульсивные покупки. В пандемию, например, мы очень неплохо сыграли на коронавирусных тестах - продавали их дешевле, чем в аптеках. Такие решения нужно принимать быстро - пока ни у кого этого нет и ты в тренде, - поясняет коммерческий директор.

    Комментарий

    Вера Соловьева, директор института менеджмента, предпринимательства и инжиниринга УрГЭУ:

    - Весь бизнес, розничный в том числе, переживает сейчас период неопределенности. Все произошло неожиданно: контракты были заключены, договоры работали. Предыдущие кризисы наступали не столь внезапно, да и ассортимент товаров тогда еще не был так широк. Сегодня покупатель привык к большому выбору, он не пойдет в магазин, если там 5-10 наименований кофе, а не 30. Сегодня бизнес в поиске: что делать? А раз кризис проходит по-другому, значит, и решения новые. Крупные предприятия розничной и оптовой торговли стремятся сохранить связи, выстроив иную логистику, - может быть, через третьи, более дружественные страны. Что касается небольших компаний, они пытаются расширять ассортимент за счет отечественных товаров или включения в него сопутствующих позиций. Но, условно говоря, в магазин косметики люди ходят за косметикой - вряд ли они пойдут туда за продуктами. Можно продавать то, что близко к косметике, например, бижутерию, кожгалантерею. Полная замена - это очень длительный путь и достаточно рискованный. Принесет ли успех предприятию расширение линейки товаров, сегодня никто спрогнозировать не может, ведь магазины при этом включают в свой ассортимент товары, которые уже и так кто-то продает. Поэтому в поиске своего нового места важно провести исследования рынка.

    Поделиться