Ведь небольшим крестьянским хозяйствам, которых сотни в каждом регионе, несмотря на меры господдержки, до сих пор не по карману купить новые комбайны, а для самостоятельного капремонта старых у них нет ни мастерских, ни рабочих рук. Но выход ли это для фермеров?
- Как-то поздней осенью еду близ села и вижу: по заснеженному полю идет комбайн. Спрашиваю фермера: "Что ж так поздно убираешь?" Отвечает: "Техника постоянно ломалась. Вот и превратился в снеговика. Не оставлять же урожай в поле, хоть что-то уберу", - рассказывает исполнительный директор ассоциации крестьянских фермерских хозяйств и сельхозкооперативов региона Иван Сысолятин, прежде чем перейти к сути нашего разговора.
По данным ассоциации, на Среднем Урале более чем у половины комбайнов истекли сроки амортизации. Из 829 уборочных машин, числящихся в активах местных сельхозпредприятий, в прошлом году не смогли дотянуть до нивы не менее ста. Замены им пока нет: уральским хозяйствам в прошлом году удалось приобрести только 38 новых комбайнов.
- И это при том, что в 2021-м в стране зафиксирован взрывной рост рынка сельхозтехники? - уточняю я. - Ведь по данным Минсельхоза России, он увеличился на 30 процентов, и лучшая динамика именно у зерноуборочных комбайнов.
Но Иван Сысолятин стоит на своем.
- У крупных хозяйств, работающих с Росагролизингом, иные финансовые возможности и налаженный алгоритм проведения ремонтных работ. У фермеров же элементарно не хватает оборотных средств. И комбайн для крестьянина стал своего рода символом благополучия, - поясняет он.
Председатель кооператива "Обуховский" Николай Ялунин с ним согласен. Показывая нам свое техническое богатство, он рассказывает:
- Долго за "Енисей" держались, не хотели сдавать в металлолом. Но поняли: все полезное с него, отслужившего 33 года, мы уже сняли, и держать его во дворе больше нет смысла. Выручили за развалившуюся махину 65 тысяч: на эти деньги много не купишь, а к уборочной надо готовиться...
Большинство уборочной техники фермеры так и покупают - на диком вторичном рынке. На возраст не особо обращают внимание. Это только у новенькой техники есть гарантийный срок - один год и амортизационный - семь лет. Далее, по правилам, комбайн должен пройти капремонт. Но в жизни чаще его сбывают по дешевке небольшим сельхозпредприятиям, а дальше фермеры ремонтируют сами, как говорится, на коленке.
- Если в поле работает неисправная техника, - неизбежны потери. По мнению одного из экспертов, из-за нехватки качественных комбайнов страна в год теряет до 10 миллионов тонн зерна. А ведь проблему можно решить, возродив подзабытую практику капитального ремонта в МТС. Это позволит создать цивилизованный вторичный рынок отечественных комбайнов, - продолжает продвигать свою идею "РГ" Иван Сысолятин.
К идее реанимировать машино-тракторные станции в каждом регионе приходят по-своему. В Калужской области станции возродили почти 20 лет назад. Они до сих пор находятся под крылом министерства сельского хозяйства региона. А в Хабаровском крае пилотную МТС запустили только в прошлом году. Аграрии могут взять машины в аренду по льготной ставке. В Башкирии же объявили о создании собственных производственных цехов для ремонта отечественной сельхозтехники. Инвестпроект включен в число приоритетных - правительство республики готово предоставить предприятию налоговые льготы и возместит до 60 процентов затрат на покупку оборудования.
В Свердловской области эксперимент по возрождению МТС пока не столь масштабен. Но уральские фермеры уверены, если поставить дело на поток, то реально в год восстанавливать до полусотни уборочных машин российского производства. Однако одной инициативы с полей - недостаточно, необходима поддержка региональных властей и их готовность вкладываться в проект.
Евгений Долгов, фермер из села Подстёпное Ребрихинского района Алтая:
- В нескольких районах Алтайского края подобная попытка уже была во второй половине 1990-х. На купленных по краевой программе комбайнах работали "пришлые" - те механизаторы, кто не нашел себе места в обычных хозяйствах. Технику они ушатали быстро. Когда комбайны пришли в негодность, разбежались. Потом "убитые" комбайны, числом не меньше трех десятков, ржавели на площадке краевого "Агроснаба". В итоге порезали на металлолом. Не думаю, что вновь созданная сверху экономическая единица себя оправдает. Нужен настоящий хозяин, который и фермерам реально поможет, и сам заработает.
Петр Емельянов, фермер, заместитель председателя краснодарского краевого Совета АККОР:
- Что касается техники? Есть такое понятие, как амортизация. По существующим нормативам она составляет порядка семи лет на новую технику и после прошествия этого времени ее стоимость равна нулю и она должна быть списана в металлолом. При современном уровне технического развития она устаревает не только технически, но и технологически и морально даже раньше семилетнего срока... Тем более, тот, кто не понаслышке, а непосредственно сталкивался с российской сельхозтехникой, знает, что она, даже новая, порой работает под лозунгом: ни дня без ремонта. Что тогда говорить о реинкарнированной? Не зря люди подметили: "На леченом коне далеко не уедешь". Это пора понять. Техника имеет свой срок эксплуатации и ее использование после этого неэффективно.
На моем веку фермера я использовал и так называемых летучих голландцев, и так называемые МТС в новом исполнении. Самый большой недостаток тут в том, что система их оплаты зависит либо от количества намолоченного зерна, либо от убранных гектаров. И в том и в другом случае они не заинтересованы в главном - в качестве уборки. Им нужны гектары или тонны. То есть деньги. В качестве заинтересован только фермер. Так что же делать, спросите вы?
Выход надо искать в кооперации мелких фермеров. В больших кооперативах нет необходимости, да и смысла нет, приобретать технику каждому фермеру. Она приобретается кооперативом, исходя из потребностей его членов. Причем техника приобретается новая. Техобслуживание проводят специальные организации по соответствующим расценкам, как это и делается сейчас.
Отсюда вывод: государству необходимо заняться кооперированием сельского хозяйства. Точнее, нужна специальная госпрограмма по кооперации. Еще вчера... Кооперируя мелкотоварное производство, государство выводит его на уровень крупного. Возникает реальная конкурентная среда, в которой агрохолдингам предстоит жесткая борьба с мощными кооперативами. Учитывая более сильную мотивацию к труду, любовное отношение к земле, у кооперативов фермеров есть все шансы ее выиграть, так как они более конкурентоспособны. И не будем забывать, что успех любого дела зависит от множества продуманных мелочей.
Подготовили Татьяна Павловская, Сергей Зюзин