06.07.202216:34

Что завещал своим землякам Марк Шагал

Александра Яковлева/ТАСС
Александра Яковлева/ТАСС

Даже если кому-то из витебских поклонников самородка авангардного искусства Марка Шагала еще не приходилось любоваться его витражами в церквях Цюриха и Майнца, поражаться росписью, сделанной на плафоне парижской "Гранд-опера", то и они не сомневаются в том, что каждая работа гения - это уже непревзойденный триумф мирового искусства.

Да и сам художник, рожденный 135 лет назад в седобородом Витебске, полагают искусствоведы, жил в мире образов, которые не укладывались в привычные масштабы явлений. Вот и директор музея художника Ирина Воронова, говоря о ярких страницах жизни творчества своего земляка, рассказала БЕЛТА и о жизненном пути столь уникальной поэтической натуры.

Правда, утверждают, что родители Марка мечтали увидеть своего наследника бухгалтером или приказчиком в конторской лавке, но он выбрал для себя иную судьбу, став художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет.

Удивительно, но улицы города на берегах Западной Дины сохранили в своей исторической памяти и первую встречу художника с будущей супругой. Пленительную звезду своего счастья он встретил, когда вернулся из Петербурга, где учился в школе Общества поощрения художников, а также занимался в студии Говелия Зейденберга и брал уроки у Льва Бакста.

И вот теперь, каждый раз, когда всматриваешься в полет над провинциальным городом очарованной пары, становишься свидетелем свободного парения над землей, которое сопровождает всех влюбленных на нашей планете. Вместе с Беллой они прожили 29 лет, вплоть до ее трагической смерти в США. Но и спустя годы Шагал не уставал посвящать любимой музе свои картины.

В чудом оставшемся целым после Великой Отечественной войны доме Шагалов на теперешней улице Покровской долгое время проживали две семьи. И лишь в 1997 году в нем открыли музей, посвященный прославленному художнику. На очень многих полотнах Шагала можно угадать очертания этого дома с тремя трубами - от одной большой печки, на которой готовилась еда, и двух маленьких, обогревавших отдаленные от кухни комнаты.

Произведения маэстро, единодушно подтверждают знатоки его творчества, обладают особой музыкальной экспрессией. Кроме того, они поражают виртуозным владением светом. В этом можно убедиться, пройдя и по анфиладе арт-музея Шагала, который расположен неподалеку от памятника маэстро, глядя на который гости всегда восхищаются точно переданной в скульптуре сущностью его творчества: музыкант в живописи, играющий на струнах души.

Кстати, как уже уточнял "СОЮЗ", в музейных запасниках бережливого Витебска собрано около трехсот оригинальных графических работ, включая офорты и акватинты белорусского самородка. Среди них есть и иллюстрации к поэме Николая Гоголя "Мертвые души".

Эти офорты, пояснила директор музея, очень близки к тексту, их можно назвать визуальным прочтением книги. "Тираж офортов при жизни Шагала составлял около 450 экземпляров. Сейчас сохранилось на постсоветском пространстве всего четыре таких набора - в Третьяковской галерее, Эрмитаже и Русском музее в Санкт-Петербурге. Витебскому музею набор подарили внучки Марка Шагала - Белла и Мерет Мейер", - уточнила Воронова.

Есть в витебском музее и серии цветных литографий на тему "Библия" и цикла "Двенадцать колен Израиля". С гордостью хранители экспонатов рассказывают и о сотне произведений графики европейских мастеров. Возможность увидеть их, пояснили они, ценители искусства получили благодаря немецкому музею коллекционеру Генриху Манделю, который свой первый дар сделал еще в 1993 году. С тех пор пополнение фондов графическими работами Шагала и художников-авангардистов минувшего столетия стало ежегодной традицией.

Витебск шагаловский, как описывал его поэт Роберт Рождественский, по-прежнему "пропыленный и жаркий, приколот к земле каланчою пожарной". И в нем все так же "зреют особенно крупные яблоки" и новые таланты.

Кстати, нет никаких сомнений, утверждают местные краеведы, что навсегда останется в памяти белорусского народа и поэтическое послание живописца к родным Пенатам, опубликованное 15 февраля 1944 года в Нью-Йорке, куда он перебрался из Франции, спасаясь от гитлеровского фашизма. Есть в его обращении к своей малой родине, Витебску и такие строки: "Я счастлив и горжусь тобой, твоим героизмом, что ты явил и являешь страшнейшему врагу мира, я горжусь твоими людьми, их творчеством и великим смыслом жизни, которую ты построил".

Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях.