Выставка "Илья Остроухов: из жизни коллекционера" открылась в Гослитмузее

Крупнейший коллекционер икон. Учился живописи вместе с Серовым. Возглавлял Совет попечителей Третьяковки. Соратник многих великих - от Станиславского до Шаляпина...

Биография выдающегося художника, коллекционера, музейщика Ильи Остроухова в летописи русского искусства описана широкими мазками. Несколько лет назад в его особняке в Трубниковском переулке, филиале Гослитмузея им. Даля (ГМИРЛИ), уже проходила выставка, посвященная ему, но то было фактически первое открытие его имени широкой публике. Сегодня сочли нужным поговорить о нем детально - на выставке "Илья Остроухов: из жизни коллекционера".

Материалов для того, чтобы говорить об Остроухове выставочным языком, - немного. И кураторы выставки выстроили экспозицию на основе его коротких записей на... листочках перекидных календарей за 1914-1917 годы из фондов РГАЛИ с напоминаниями хозяина дома самому себе - о встречах, письмах, визитах, премьерах, уроках английского. Эти напоминания и стали поводами для разговора о разных сторонах жизни Ильи Семеновича - и идея постепенно начала обрастать артефактами-экспонатами.

Выставка рассказывает не столько об Остроухове-профессионале, сколько о человеке. Фото: Олеся Курпяева

В первую очередь это были оригиналы писем из архивов РГАЛИ. Многое представлено впервые. Остроухов был, по выражению современников, человеком "лавинного характера", успевающего всюду и везде. Именно он открыл Западу мир русской иконы, показав свою коллекцию Матиссу. Но еще до того, как он начал собирать иконы, его, как знатока живописи, попросили курировать расчистку фресок Благовещенского собора Кремля. Тогда в научный обиход начинала входить фотофиксация процесса реставрации, и Остроухов активно снимает, публикуется в журналах. Кураторы отыскали эти снимки в Музее архитектуры им. Щусева и впервые демонстрируют их на выставке.

Поднимаешься на второй этаж дома - а тут живопись. Биографы утверждают, что после 1890 года незаурядный живописец, работы которого покупал Третьяков, перестал писать. Но вот "Летний день" из частной коллекции, "Уголок Абрамцево", "Сирень", переданные калужским и рязанским музеями, карандашные работы из архивов ГМИРЛИ. Листки календаря ведут нас по деталям биографии Остроухова. 27 февраля, 17 часов, - English lesson. Прекрасно зная немецкий, итальянский, французский, он в 50 лет взялся учить английский на курсах Берлица, очень популярных в то время.

Он успевал все - учить английский, собирать живопись, следить за реставраторами... Запись из календаря, что брать в питерский поезд: "3 бутылочки вина, ящик с провизией, в саквояж не забыть положить бритву, брюки, туфли, пижаму, берет..." Запасались впрок - дорога считалась длинной, "сапсанов" еще не было.

"Увлекался фотографией". Это упоминание кураторы обратили в интереснейший стенд. Главное тут - найденные в РГАЛИ маленькие остроуховские фото с морскими зарисовками. Но стоило их увеличить - обнаружились живописнейшие пейзажи, виды побережья у Сан-Себастьяна. Художник остался художником, через что бы он ни глядел на мир.