издается с 1879Купить журнал

Экипаж Ту-134 наградили орденами за посадку без двигателя 26 лет назад

06 июля 2022

Президент страны недавно подписал Указ о награждении орденами Мужества пилотов Ту-134, которые 26 лет назад посадили под Анапой терпящий бедствие пассажирский самолет. Наград они удостоены за "мужество и высокий профессионализм, проявленные при спасении людей в экстремальных условиях".

Командир Ту-134 Владимир Былда и его жена Людмила.

Из архива семьи Былда

Командир Ту-134 Владимир Былда и его жена Людмила.

Командир воздушного корабля Владимир Былда награжден посмертно, ордена вручены второму пилоту Константину Бузанову, штурману Салавату Хабирову и бортмеханику Петру Филипову. Мы связалась с непосредственными участниками тех событий и восстановили картину забытого подвига.

- Об указе президента мне сообщили по телефону журналисты, и я, признаюсь, сначала не поверил, пока не увидел документ на сайте правительства, - признался штурман Салават Хабиров. - Скажу честно, несильно разволновался - прошло слишком много лет, за это время ушел из жизни наш командир Владимир Былда, совсем недавно и его жена. Но знаете, очень важна память людей о тех событиях, чтобы о таких примерах знали нынешние поколения, а также молодые пилоты.

Об этой удивительной истории мы писали еще два года назад ("18 минут между жизнью и смертью"). В редакцию тогда неожиданно позвонил штурман из Уфы Салават Хабиров и рассказал, как прошел тот самый короткий и напряженный в его жизни полет... В то время вся страна обсуждала мастерство уральского экипажа самолета А321, посадившего многотонную махину с отказавшими двигателями прямо на кукурузное поле под Москвой, за это пилоты удостоились звезд Героя России, а бортпроводники - орденов Мужества. Этот случай, как и посадка в Анапе, могли обернуться трагедией, если бы не слаженность работы экипажа, а главное - умения в считаные секунды выбрать единственно правильное решение. Но почему происшествие в небе над главным детским курортом страны в свое время забыли?

- Ранее все нештатные ситуации засекречивались, дабы не сеять панику. По итогам расследования происшествия выпускалась директива, с которой знакомили пилотов, чтобы впредь не допускать ошибок, - поясняет Салават Хабиров. - В нашем случае нам повезло посадить перегруженный самолет без разрушений.

...Все произошло 23 августа 1996 года. В тот день над морем ярко сияло солнце, воздух был прозрачен, словно вымытое стекло. Лайнер Ту-134 "Башкирских авиалиний" с бортовым номером 65028, следующий в Уфу, уже взлетал "с последней плиты", как вдруг машину внезапно тряхнуло, а затем странным образом повело в сторону. На борту находилось 76 пассажиров...

Как вспоминали летчики, в конце разбега они услышали хлопок, после чего скорость начала резко падать и самолет стал "проседать" на хвост. Вскоре командир по внутренней радиосвязи сообщил: "Отказал двигатель - левый". Отметим, что энерговооруженность Ту-134 (взлетная масса, топливная система и прочее) рассчитана на работу двух двигателей, поэтому кружить в районе аэропорта, сжигая по всем правилам топливо до посадочного веса, экипаж технически не мог. Оставалось одно: развернуться "коробочкой" и набрать высоту для выхода на посадочную полосу.

- Стали набирать высоту 1,5-2 метра, не более. Если нос борта круто задрать, то скорость бы упала и машина камнем рухнула бы в море, - вступает в разговор второй пилот и потомственный летчик Константин Бузанов. - И так потихоньку мы достигли 600 метров. Пассажирам ничего не объявляли о нештатной ситуации, лишь в последний момент, перед посадкой, они заподозрили неладное. Тогда, чтобы удержать самолет на глиссаде, пришлось вывести двигатель на взлетный режим. И капитан Владимир Былда, взявший управление на себя, аккуратно приземлил машину. Не скажу, что мы сделали что-то особенное: события разворачивались так стремительно, что толком никто и не испугался. Осмысление пережитого пришло потом.

Проведшие расследование инспекторы службы безопасности полетов из Ростова-на-Дону определили причину аварии: Ту-134 подвергся нашествию крупной стаи бакланов, которые столовались в тот день на берегу. Накануне разыгрался шторм, и море вышвырнуло на песок моллюсков и мелкие ракушки, привлекая пернатых. Три птицы ударились об обшивку и стойку шасси, а одна отскочила в двигатель.

"Важно, чтобы о таких примерах знали нынешние поколения, а также и молодые пилоты"

- Попадание птицы в двигатель, пожалуй, нередкое явление, все зависит от того, в какой момент это произошло: ведь самым сложным в полете считаются взлет и посадка, - добавляет бортмеханик Петр Филипов. - А еще очень важно по ошибке не выключить второй двигатель. К сожалению, такое происходило. В том рейсе я сразу доложил командиру о скачке температуры в левом двигателе, и он приказал перекрыть пожарный кран, чтобы отсечь подачу топлива, а затем потушить возгорание. После приземления я осмотрел пострадавшую турбину и очень удивился - все лопатки были завернуты так, что нарочно не придумаешь. От выхлопа половина устройства вообще выпала на полосу.

По итогам расследования четырем членам экипажа выразили благодарность, руководство выдало премию в размере оклада, о наградах речи вообще не шло. Ситуацию предпочли быстро замять, да и лайнер, подлатав, вскоре вернули в строй.

Члены экипажа Ту-134 (слева направо): борт-механик Петр Филипов, второй пилот Константин Бузанов и штурман Салават Хабиров. Фото: Из личного архива Салавата Хабирова

Сейчас самолеты оснащены умными бортовыми компьютерами, поэтому в кабине находятся лишь командир судна и его помощник. Конечно, автопилот во многом облегчает жизнь летчикам: вдруг техника подкачает? А в тот жаркий августовский день помогло не только везение, но и опыт всего экипажа. Например, командир судна Владимир Былда - выпускник Краснокутского летного училища - имел за спиной 24 года летной практики.

- Все, о чем рассказали члены экипажа лайнера, соответствует действительности. Прошло много лет, и материалы расследования этого происшествия находятся в архиве Росавиации, - подтвердил нашему корреспонденту управляющий директор международного аэропорта Анапа (Витязево) Владимир Томчаковский.

Наши герои уже вышли на пенсию. 23 августа 2019 года, в день годовщины памятного полета, Салават Хабиров приехал в музей Международного аэропорта Уфа, хотел посмотреть - есть ли там что-то о событии в небе над черноморским курортом. Но ничего не обнаружил. Ему предложили опубликовать статью в ведомственной газете, а затем региональное отделение "Союза пенсионеров России" составило ходатайство о представлении экипажа к награждению.

И вот, наконец, историческая справедливость восстановлена.

Что стало с самолетом

Самолеты, как и люди, имеют свою судьбу. Труженик Ту-134 АК СССР-65028 достойно прошел свой путь. Его выпустил Харьковский авиационный завод 14 июля 1976 года. Почти двадцать лет борт летал в "Аэрофлоте", в 1994 году перешел на службу в "Башкирские авиалинии", где использовался до 2007 года, до ликвидации авиакомпании. Тогда "ветерана" выставили на продажу, а затем он тихо перекочевал на тренировочный полигон МЧС, где и окончил свои дни. Следившие за судьбой воздушного судна пилоты недавно узнали, что он исчез со своего места, где лежал со сломанными крыльями, обратив к солнцу брюхо. Видимо, его сдали на металлолом.

Как сложилась судьба командира

У второго пилота Константина Бузанова сын Валентин окончил летное училище и управляет "Боингом" в одной из крупных авиакомпаний. А командир Владимир Былда, вполне возможно, выбрал профессию благодаря своему отцу.

- Дедушка Анатолий Иванович летал на "кукурузнике", обрабатывал поля. Отец же после летного училища попал в уфимский объединенный авиаотряд, начинал вторым пилотом на Ан-2, - рассказывает дочь Наталья Былда. - Вся его жизнь проходила в небе: дома переночует - и на следующий день снова в рейс. Он был ответственным и решительным человеком. Помню, в шутку говорил мне: "Если хочешь в стюардессы, то учи английский". Сам же он освоил технический английский, чтобы летать за границу, у нас до сих пор хранятся дома его учебники.