издается с 1879Купить журнал

В Башкирии открыли музей пещеры Шульган-Таш. В ней найдены наскальные рисунки эпохи палеолита

09 июля 2022

В Бурзянском районе Башкортостана открылся историко-культурный музейный комплекс "Шульган-Таш". Его построили в местности Мурат-Тугай, недалеко от одноименной пещеры, в которой в 1959 году зоолог природного заповедника "Шульган-Таш" Александр Рюмин обнаружил наскальные изображения эпохи палеолита. Подобные есть только в Западной Европе, в пиренейско-кантабрийском регионе Франции и Испании. Наскальная живопись пещеры претендует на включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Олеся Нематова

Исследователь пещеры Шульган-Таш, которая также известна как Каповая, старший научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского геологического института Юрий Ляхницкий называет ее древнейшим храмом Восточной Европы. Многочисленные факты позволяют предположить, что это был уральский очаг древней культуры. Он ни в чем не уступает западно-европейскому, а в чем-то даже превосходит его. В частности, здесь больше геометрических знаков, и они значительно сложнее. Их значение еще предстоит расшифровать ученым.

- Мы кропотливо строили этот музей, хотели сделать так, чтобы историческое, культурное наследие предков было доступно каждому, - сказал, выступая на торжественной церемонии открытия, глава Башкортостана Радий Хабиров. - Важно и то, что сегодня мы открываем Международный год фундаментальных наук и пригласили ведущих ученых России, Белоруссии, Казахстана, Монголии. Пещера Шульган-Таш сама по себе уникальна. Считаем, что это центр зарождения человеческой цивилизации, поэтому с ней связаны древние предания башкир - "Урал-батыр", "Акбузат" и другие. Это душа и сердце нашей республики. Мы хотим, чтобы музей стал научным центром, куда приезжали бы ученые и знакомились с творениями, которым от 17 до 40 тысяч лет.

На церемонии открытия. Фото: Олеся Нематова

Заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания России Константин Косачев признался, что восхищен не только музеем и самой пещерой.

- Много слышал о Шульган-Таше, но увидеть всегда лучше. Эмоции, которые я сейчас испытываю, связаны с тем, что находится вокруг нас, с природой, - сказал он. - Она была такой же нетронутой и 17, и 40 тысяч лет назад. Потом ее, начиная с пещеры, где находятся истоки человеческой цивилизации, начал осваивать человек, и далеко не всегда удачно. Где-то вырубались леса, пересыхали реки, дымили трубы. Но этот музей - органичное вхождение человеческого интеллекта в окружающую среду. Мы обращаемся к истории человечества и понимаем, сколь эта цивилизация по-прежнему уязвима и сколько еще нужно сделать, чтобы оставить ее в наследство будущим поколениям. Оставить для них это чудо природы Башкортостана, России, мира.

Панно с Восточной стены зала рисунков. Фото: Олеся Нематова

Пещере Шульган-Таш в предыдущие годы нанесли большой урон туристы. Вандалы писали на ее стенах, оставляли надписи на рисунках, не в лучшую сторону менялся микроклимат, появлялась плесень. В Шульган-Таше, в отличие от западноевропейских пещер, высокая влажность, которая повреждает краску, и многие рисунки из-за этого были утрачены.

Музейный комплекс построен, чтобы сохранить уникальное наследие предков для будущих поколений.

Одна из самых загадочных и впечатляющих композиций: "лошадки Рюмина" и "трапеция с ушками". Фото: Олеся Нематова

Музейный комплекс "Шульган-Таш" - это научно-исследовательский и одновременно просветительский музей. Тут можно проводить научно-исследовательские работы. В здании разместили хранилище археологических артефактов с территории памятника, лабораторию, архив и библиотеку.

Экспозиция состоит из семи тематических блоков. Они посвящены событиями геологической истории Земли. В медиазале демонстрируются анимационные фильмы об истории пещеры Шульган-Таш со времени ее освоения древним человеком до открытия наскальных изображений в 1959 году.

Обряд посвящения мальчика в охотники. Фото: Олеся Нематова

Третий блок посвящен наскальному искусству, в нем представлены копии наскальных изображений. Западное и восточное панно зала Рисунков; панно Лошади и знаки зала Хаоса были изготовлены во Франции. Тут же информация о возрасте наскальных изображений и месте их расположения в пещере, рецептуре древних красок.

Графити, которые посетители пещеры оставляли на стенах пещеры, очищены реставраторами. Но тоже стали экспонатами музея. Фото: Олеся Нематова

В блоке "Археология" посетители видят реконструкцию археологического раскопа в зале Знаков по состоянию на 1984 год. Рядом размещены витрины с муляжами археологических находок из пещеры и реконструкция кратковременной стоянки древнего человека.

Естественно-научный блок включает три экспозиционных комплекса: минеральный мир пещеры; органический мир пещеры; историю изучения. Это коллекции минералов и горных пород, законсервированные образцы растений и представителей пещерной фауны, авторские художественные фотографии, архивные материалы, личные вещи и оборудование исследователей пещеры.

Несколько тысяч лет назад в этой местности бродили мамонты. Фото: Олеся Нематова

Шестой раздел посвящен бережному отношению к объектам пещерного наскального искусства. Седьмой - знакомит с башкирским эпосом "Урал-батыр".