Таксист матерится, выворачивает руль и через двойную сплошную уводит машину подальше от улицы, на которой ложатся снаряды. Мне приходит в голову мысль о том, что для жителей донецких окраин и многочисленных прифронтовых сел Донбасса передвижение по обстреливаемым дорогам стало таким же привычным и будничным делом, как для москвичей или ростовчан городские пробки в час пик. Только здесь зачастую действуют не Правила дорожного движения, а особые правила выживания. Журналистам, кстати, тоже приходится их осваивать.
- В особо опасные зоны рекомендуется не выезжать больше чем двумя машинами. Если больше, это уже колонна, привлекающая повышенное внимание и способная стать мишенью, - инструктируют нас ополченцы ДНР.
Правила фронтовых дорог Донбасса хорошо известны местным водителям. Тот, кто давно ездит здесь, соблюдает их уже на автомате.
- Если территория опасная, а ситуация непонятная, машину лучше вести по наезженной колее, даже на асфальте: там, где уже проехало много машин, безопаснее и больше шансов проскочить, - говорит во время одной из поездок сопровождающий нас ополченец с позывным Дикий.
На обочину лучше не заезжать вообще - там проще всего заложить мину. Кстати, корреспондентам "РГ" неоднократно доводилось видеть на обочинах не только таблички "мины", но и оттащенные с дороги противотанковые блины, скорее всего, уже обезвреженные саперами, хотя проверять это не хочется.
Простреливаемые участки рекомендуется преодолевать на максимальной скорости: по быстро движущейся мишени сложнее попасть. Но при этом нужно иметь в виду, что на встречке может неожиданно возникнуть препятствие в виде подбитой или заглохшей техники, а то и несущейся на полной скорости "брони". Бронетехника на марше вообще представляет опасность для хрупкого гражданского авто. Поэтому на узкой дороге военную колонну лучше пропустить, сколько бы времени для этого ни потребовалось. Даже на широкой трассе обгонять танки, БМП и БТР следует с большим запасом свободного пространства, отдавая себе отчет в том, что у механика-водителя очень ограниченный обзор, он может просто не заметить легковушку и походя смахнуть ее с асфальта. А маневры гусеничной техники на поворотах предугадать особенно сложно. Тем более если при этом плохо видно дорогу. Однажды корреспондентам "РГ" пришлось ехать вслепую по сильно задымленной мариупольской трассе. Как раз в том месте, где двигаться можно было только по встречке. Ситуация крайне неприятная.
Еще одна опасность - взорванные мосты. С одного такого редакционная машина чуть не слетела. К счастью, водитель вовремя успел заметить, что асфальтная полоса вдруг резко обрывается. Впрочем, в Мариуполе нам приходись проезжать и по рухнувшему мосту. Взрыв сложил его на редкость удачно, и это препятствие оказалось преодолимым.
Очень коварными являются и осколки, которыми буквально усеяны дороги в зоне боевых действий. Поэтому без запасок туда лучше выезжать. Корреспондентам "РГ" неоднократно приходилось менять колеса. А если "насобирать" осколков с асфальта во время обстрела, проблема становится на порядок серьезнее.
Впрочем, надолго застрять на фронтовой дороге можно даже не попадая под снаряды. Так, например, во время нашего возвращения из Мариуполя в Донецк единственную трассу перекрыли из-за неожиданного обстрела. Объезжать опасный участок тогда пришлось по незнакомой грунтовке мимо опустевших прифронтовых хуторов, наблюдая на горизонте дым от взорвавшегося грузовика с боеприпасами.
Ополченцы советуют в зоне обстрелов не понимать стекла. Так проще контролировать акустическую ситуацию вокруг. Да и меньше осколков стекла залетит внутрь в случае близкого взрыва. А для дополнительной защиты можно навесить на двери авто бронежилеты. Если есть лишние, конечно. Когда попадаешь под обстрел, понимаешь, что это и в самом деле может помочь.
Под очередной обстрел корреспонденты "РГ" попали под Ясиноватой. Как раз тогда, когда коллега из RT, с которым мы вместе возвращались из поездки, рассказывал, почему он временно остался в командировке один.
- Остановились на заправке в Докучаевске. Вроде бы там спокойно, тыл. И вдруг заправку накрывает ракетным ударом. Сильный взрыв. Падаю, вижу кровь на асфальте. Шевелю руками-ногами - вроде целы. Понимаю: кровь не моя. А вот ребят из нашей съемочной группы ранило. Одного серьезно - осколок попал в спину, в позвоночник. Еще одного гражданского, который тоже был в тот момент на заправке, убило, - рассказывает попутчик. И вдруг снаружи рядом с машиной - хлопок. Несильный вроде, но вполне ощутимый динамический удар. Судя по звуку, 82-миллиметровая мина. Конечно, не ракета, но тоже неприятно.
Еще одной неприятностью может стать отсутствие связи на фронтовых дорогах и коварство навигатора, который не различает меняющуюся тактическую обстановку в зоне боевых действий и может вывести под самый "замес". Однажды мы так заплутали под Горловкой. Зато стали тогда свидетелями запуска ракет ЗРК: два широких дымных белых следа и два громких взрыва над головой...
Еще одно правило: на недавно перешедших по контроль ополченцев или военных РФ территориях не стоит оставлять машину без присмотра. Люди ведь там остаются разные, непроверенные. Кто-то может и шины порезать, а кто-то - подложить взрывчатку. Следующее неписанное правило: ставить машину в зоне боевых действий под деревья. В таких локациях часто работают беспилотники, которые могут навести артиллерию или просто бросить сверху гранату.