издается с 1879Купить журнал

Главные по тарелочкам. Как братья Гаврилины ушли из IT и развивают собственное керамическое производство

14 июля 2022
Братья Гаврилины и их творения.

Артем Локалов

Братья Гаврилины и их творения.

Павел и Евгений Гаврилины когда-то успешно работали в IT: старший Павел занимался созданием и продвижением сайтов, а младший Евгений работал техническим директором в крупной международной компании. Но потом оба бросили все и погрузились в дело, которым занимались их родители - керамику, а именно -изготовление декоративных фонтанов. Недавно они начали изготавливать и посуду для ресторанов. Корреспондент "Родины" съездил в мастерскую братьев Гаврилиных и узнал у них, как в нынешних условиях развивать свое дело.

Весна 2022 года оказалась самым сложным периодом в жизни мастерской, даже ковидный локдаун не был таким чувствительным - в марте этого года объем заказов упал примерно на 80 процентов. Пришлось сократить сотрудников и взять всю работу на себя. Тяжелее всего было в начале июня, когда встал вопрос переезда, а налоговая заблокировала счет за долги.

- Наша основная продукция - декоративные фонтаны. Это маленький и специфический рынок. И подобные товары - первое, в чем люди отказывают себе, когда есть неопределенность в завтрашнем дне, - говорит Павел.

Но если с фонтанами ситуация ухудшилась, то спрос на посуду остается относительно стабильным. Гаврилины стали активнее развивать это направление еще до февральских событий.

Павел Гаврилин заливает раствор в форму, после чего посуду будут обрабатывать, красить и отправлять на обжиг в печь. Фото: Артем Локалов

- Осенью прошлого года нам поступил большой заказ на изготовление фарфоровой посуды для двух ресторанов на 1,5 тысячи позиций. Работали над заказом четыре месяца, выполнили его - и решили продолжать это направление. За основу взяли дизайн с характерной "неровной" формой посуды и наше умение делать оригинальный покрас, - отмечают Гаврилины.

Изначально керамикой занимался дядя и родители Гаврилиных, которые в конце 1990-х создали небольшое керамическое производство. Павел решил немного помочь родителям в 2014-м, как он сам выражается, "поправить дела". Изначально предполагал на это потратить пару-тройку месяцев, но в итоге задержался, а потом вызвал брата на помощь, делать керамику вместе.

Первое, что видишь при входе в мастерскую - флаг несуществующего теперь футбольного клуба "Асмарал". Вопрос про футбол вызывает оживление: Гаврилины были тесно связаны с этим видом спорта.

- Болеть за "Асмарал" было стильно, - объясняют братья. - Все сверстники болели за "Спартак", ЦСКА, "Динамо", а нам хотелось выделиться. Поэтому выбрали экзотический "Асмарал". В начале 1990-х он стал первым частным футбольным клубом в нашей стране, а владельцем его был иракский предприниматель Хусам Аль-Халиди.

Он пропал без вести в Ираке в 2004-м, а "Асмарал" исчез еще раньше. С частными клубами в России, кстати, до сих пор туго. Как правило, клубы финансируются из бюджета или на дотации госкорпораций.

"Асмарал" для Гаврилиных - напоминание о юношеских годах. Павел потом работал в футбольном клубе "Пресня", который позиционировал себя как преемник "Асмрала". Там он создал сайт и выполнял работу пресс-атташе. А затем трудился в мини-футбольном "Спартаке", где создал несколько версий клубного сайта.

Павел в итоге к футболу охладел - его расстроило, как позорно действовали игроки сборной России на чемпионате Европы в 2004-м. Гаврилин-старший говорит, что даже в любительской команде, где он несколько лет был капитаном, такие халявщики всегда получали от него выволочку.

Сейчас на футбол времени ему не хватает совсем, а Евгений продолжает следить за "Спартаком". После сокращения сотрудников работа в мастерской стала съедать все время. Гаврилины приобрели и освоили 3D-принтер, который позволяет им создавать новый дизайн для собственной посуды.

Порошок для производства шликера - так называется масса, которую заливают в гипсовые формы - братья закупали в Славянске. Теперь получить сырье оттуда, по крайней мере, в ближайшее время вряд ли удастся. В России такого производства нет: из керамических масс с Донбасса делали и немецкую сантехнику, и итальянскую плитку, и российские фонтаны. Сейчас идет глобальная перестройка рынка.

Свои фонтаны Гаврилины производят по технологии шликерного литья: приготовленную из порошка жидкую глину заливают в гипсовые формы, затем высушенные и обработанные изделия покрывают из аэрографа жидкой глазурью, которую научились производить самостоятельно, и отправляют в печь для обжига. Готовую продукцию реализуют через крупные онлайн-магазины.

- Недавно обнаружили, что количество заказов сократилось из-за того, что наши карточки товаров там понизились в выдаче. Сейчас пытаемся изучить вопрос и исправить, - объясняют братья.

Посуда производства братьев Гаврилиных. Фото: Артем Локалов

Их работа в IT-индустрии пригождается и здесь. Как на скорую руку сделать новый дизайн сайта, адаптировав под мобильный телефон? Как сделать модель тарелки для печати на 3D-принтере, чтобы с нее легко снялась гипсовая форма без сколов?

Пока на эти вопросы удается отвечать - и делают это братья сами, без чьей-то помощи. Павел занимается и профессиональной фотосъемкой - для него важно, чтобы в интернете была представлена не только посуда, сделанная его руками, но и фото- и видеоматериалы, которые он делает сам.

Так живет их керамическое производство, ставшее фактически семейным. Редкость для России, причем не только в нынешние времена.