28.07.2022 12:21
    Поделиться

    Счастливые семейства и динозавры: что представил на "Фотобиеннале-2022" итальянец Габриэле Галимберти

    Среди звездных проектов нынешнего фотобиеннале - "Мой личный динозавр" и "Домашняя аптека" итальянца Габриэле Галимберти (куратор Ольга Даниэле). Если динозавры не ваш конек и в отличие от детей вы не можете со знанием дела рассуждать об аллозаврах, диплодоках, мозазаврах и прочих поп-героях "Парка Юрского периода", то уж семейные портреты с набором таблеток, листьев, лечебных микстур и модных пользительных напитков должны растопить сердце любого. Иначе говоря, эти фотосерии покоряют зрителей в диапазоне от 5+ до 90+.
    Фото: Александр Корольков/ РГ

    Габриэле Галимберти, начинавший в конце 1990-х как фэшн-фотограф, сегодня считается признанным мэтром портретной фотографии. В 2021 году он стал лауреатом World Press Photo 2021 года именно в номинации "портрет". Его стратегия в съемках этого жанра, похоже, выросла из съемок моды. Желание характеризовать человека через вещь или, по крайней мере, смотреть на него через призму вещей, которыми он обладает, - среди базовых стратегий соблазнения рекламой. Равно как и умение выстроить рассказ о человеке, социуме и культуре через вещи, которыми он гордится, хранит дома или коллекционирует. Отправной точкой для историй в проектах Галимберти могут быть детские игрушки, таблетки в домашней аптечке, частные арсеналы оружия в домах американцев или жизнь под сенью динозавров в XXI веке. В фотосериях Галимберти "смутный объект желания", будь то таблетки или динозавры, оказывается четким, выпуклым, прекрасно освещенным. Аккуратно разложенные таблетки, как и скелеты динозавров, как правило, на первом плане. На заднем - их обладатели, комнаты, кабинеты и другие пространства их жизни и работы.

    Отправной точкой для историй в проектах Галимберти могут быть детские игрушки и таблетки в домашней аптечке
    Габриэле Галимберти выстраивает сюжет, стержнем которого становится путь динозавров в наши дни. Фото: Александр Корольков/ РГ

    Трудно отделаться от ощущения, что фотограф подходит к своим героям в серии "Домашняя аптека" с методичностью Дмитрия Ивановича Менделеева. Фронтальные, идеально снятые фотографии (словно сейчас на журнальную обложку!), где человек словно впаян в пространство комнаты, балкона, кухни или веранды, выстраиваются в периодическую таблицу социальной системы, где таблетки, их количество, наименования и цена свидетельствуют, конечно, о возрасте, болезнях. Но также и о доходе, социальной поддержке, принятой в данном обществе, моде и отношении героев не только к медицине, но и к природе. Таблетки или заменяющие их листья, травы, напитки становятся медиаторами, которые рассказывают о состоянии здоровья, об отношении человека к самому себе, доверии врачам или страхе перед медиками.

    Фото: Александр Корольков/ РГ

    Тема страха поначалу прорывается далеким лейтмотивом. То в комментарии к прописанному лекарству, которое семья боится давать ребенку. То в снимке лекарств из трав, меда, ягод, которые одна из семей заготавливает сама. Наконец, на фото мексиканцев, отца и сына, страх выглядит прирученным, как скелет в сомбреро и с гитарой, что украшает одну из полок квартиры. Статуэтку этого традиционного мексиканского героя Дня мертвых мы видим рядом с разложенными таблетками на столе. Иначе говоря, смерть тут - часть жизни, которая ждет своего часа на домашней полке.

    Фото: Александр Корольков/ РГ

    Если в "Домашней аптеке" оскалившийся скелет с гитарой - почти случайный гость на празднике фармацевтики, то в проекте "Мой личный динозавр" скелеты древних ящеров - главные герои. И вожделенный объект желания. Не подумайте, что речь об игрушках. Габриэле Галимберти выстраивает сюжет, стержнем которого становится путь динозавров в наши дни: от раскопок и находок их останков в горах Дакоты "дино-ковбоями" до аукциона во Франции, на котором отреставрированные скелеты ящеров продаются за миллионы долларов. Большому динозавру - большое плавание: останки динозавров реставрируют в Триесте, продает галерея в Ареццо, они украшают французский замок XVII века, кабинет дилера и гостиную врачей в Луизиане, отправляются с аукциона покупателю из Юго-Восточной Азии.

    Вторая линия "повествования" возникает вновь как бы невзначай. Громадный слепок рогатого черепа трицератопса нависает над столом, за которым сидят маленькие сыновья хозяина дома. Огромный семиметровый аллозавр, который жил 153 миллиона лет назад и чей скелет оказался в прекрасной сохранности, разевает зубастую пасть на служительницу замка, моющую стекло отсека - "клетки" ящера. Образ катастрофы, то ли прошлой, то ли будущей, то ли киношной, то ли исторической на фотографиях контрастирует с безмятежностью счастливых семейств, которые позируют рядом со скелетами ящеров. Фактически Галимберти тщательно выстраивает фотографии с динозаврами как кадры триллера, сюжеты которого знает любой зритель.

    Фото: Александр Корольков/ РГ

    В поле масс-культуры, с которой работает фотограф - детские игрушки, фильмы-катастрофы о путешествиях во времени, романы-фэнтези. Впрочем, этот сюжет включен в рамки еще одной истории - литературной и научной. И грех не вспомнить имя Ивана Ефремова, одного из основателей московского Палеонтологического института, руководителя палеонтологических раскопок на Урале, Волге, Каме, в 1930-е годы нашедшего несколько полных скелетов динозавров эпохи мезозоя во время советско-монгольских экспедиций в 1946-1949 годах. Его имя сегодня знают в основном специалисты. Немногие догадываются, что автор "Туманности Андромеды" и ученый, описавший свои монгольские экспедиции в книге "Дороги ветров", - один и тот же человек. Ефремов считал палеонтологию универсальным ключом к пониманию любой жизни - прошлой и настоящей, земной и внеземной, галактической. Окаменелости он рассматривал как архив жизни планеты и космоса.

    Фото: Александр Корольков/ РГ

    Если взглянуть на проект "Мой личный динозавр" через оптику подзорной трубы Ивана Ефремова, то фотографии Галимберти начинают восприниматься как гротескный гиньоль. Просто потому, что герои фотографий включают себя в пространство натюрморта в жанре Vanitas. Но, похоже, не очень догадываются об этом. Что ж, Габриэле Галимберти изящно напоминает им и нам об этом старинном жанре.

    Поделиться