Сегодня этот дефицит особенно проявляется на Дальнем Востоке.
- Распад Советского Союза и образование РФ пришлись на один из переломных периодов развития компьютеризации - переход к персональным вычислениям и выработку новых подходов к обработке данных, - рассказал "РГ" доктор технических наук, сотрудник вычислительного центра Дальневосточного отделения РАН Александр Родионов. - Поскольку исторически становление IT-сектора у нас шло с некоторым запаздыванием по отношению к условному Западу, по-настоящему ни научные, ни образовательные школы просто не успели сформироваться к началу 1990-х.
Как подчеркивает Родионов, последовавшая стагнация экономики вымыла из университетов и науки еще только нарождающиеся кадры, не дав им ни сформироваться, ни тем более окрепнуть.
- Поэтому университеты, с одной стороны, далеко не всегда готовят высококачественных специалистов. С другой, - чем больше выпускников с посредственными или, помягче сказать, неглубокими знаниями готовят вузы, тем больше потребность в этих "профессионалах", поскольку часть из них разрабатывает низкокачественные информационные продукты, а другая занята обслуживанием таких продуктов, - отмечает эксперт. - На среднероссийском фоне Дальний Восток оказался еще в более плачевном положении из-за оттока населения. Нет студентов - некого учить, нет преподавателей, особенно преподавателей компьютерных наук.
И в результате нет специалистов для предприятий и организаций.
- Такие профессионалы - очень дефицитный ресурс, - выступила на одной из пленарных сессий "АмурЭкспоФорума" в Благовещенске исполнительный директор IT-компании из Амурской области Надежда Ливанова. - Сейчас нам важно свести вместе все структуры - и госорганы, и учебные заведения, чтобы понять, как можно осуществлять подготовку сотрудников.
Можно ли в обозримые сроки переломить негативную тенденцию?
- Ответ простой, - считает Александр Родионов. - Не только можно, но и нужно. Первое - требуется сформировать специализированный факультет или университет компьютерных наук, укомплектовав его преподавательско-профессорским составом высшей квалификации, проведя ревизию местных кадров и создав достойные условия для работы докторов и кандидатов наук из западной части страны. Второе - развернуть непрерывную подготовку и переподготовку преподавателей среди постоянно проживающих на Дальнем Востоке, в том числе организовав их периодическую стажировку в ведущих мировых университетах и IT-компаниях. Третье - разработать оригинальные программы обучения и развернуть широкий спектр научных исследований на базе новых парадигм цифровизации. И четвертое - создать опытное и промышленное производство востребованных информационных продуктов.
Звучит очень логично. И исходя из той же логики понятно, что основная роль в этом процессе отводится государству: потребуется финансирование из федеральной казны. В принципе что-то уже делается. Например, с уклоном в "цифру" в последние годы обновляют перечень специальностей, количество бюджетных мест и стандарты обучения в вузах. В 2022-м работники IT-сферы получили привилегии в виде отсрочки от армии и льготной ипотеки, а компании освобождены на три года от налогов.
Такие меры помогут. Но не спасут положение полностью.
- Проблема в том, что не существует глобальной системы начального образования в IT (с пяти до 20 лет) - необходимо еще до вузов привлекать к профессии через систему наставничества, - подчеркивает директор Ассоциации инновационных регионов России Иван Федотов.
Между тем на Дальнем Востоке есть очень интересный и очень удачный опыт развития IT-отрасли с 2012 года в одном отдельно взятом регионе - Якутии.
Министр инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия) Анатолий Семенов предупреждает, что IT-отрасль быстро не создается.
- Если регион всерьез делает ставку на эту сферу, то в данном направлении должны приниматься нормативные акты и выделяться финансы. В нашей республике это был указ главы об инновационном и цифровом развитии. Создан орган государственной власти, курирующий тему, отдельная госпрограмма и институты развития - такие, как IT-парк, Фонд развития инноваций, акселератор стартапов и другие. Это взаимодействие всех стейкхолдеров - университетов, корпораций, венчурных фондов, бизнес-ангелов, предпринимательского сообщества, институтов развития и правительства. Должна быть ставка на открытые инновации и прицел на выход за пределы региона, - подчеркнул он.
Конечно, обучать молодежь начинают не с вузов, а гораздо раньше.
- Наш технопарк "Якутия" - основной организатор республиканского конкурса для школьников и студентов "Моя профессия - IT". Этот конкурс позволяет выявлять таланты, - рассказал "РГ" руководитель технопарка Петр Габышев. - В 2022 году охват мероприятия - пять тысяч человек. А когда начинали - было 50.
За семь лет проект стал уникальной практикой, аналогов которой нет ни в одном регионе России. Победителям выделяют целевые места в лучших институтах и университетах страны.
- Первые участники конкурса уже поступили в эти вузы, окончили их и вернулись в наш технопарк, стали резидентами, сейчас у них свой стартап, - продолжает Габышев. - Якутия переживает IT-бум. И во многом это заслуга родителей. Они отдают детей учиться в частные специализированные школы. У нас более 50 таких школ - ребята в них учатся с седьмого-восьмого класса. Качество обучения высокое. Понимаете, после девятого класса (то есть двух лет обучения) они уже могут устроиться работать в крупные IT-компании.
По его мнению, система образования должна чувствовать запрос предприятий.
- У нас в республике был удачный опыт: СВФУ готовил кадры для компании MyTona. Под них открывали кафедру и набирали группу, - вспоминает Петр Габышев. - Это очень хороший пример. Все меняется не так быстро, как хотелось бы, но меняется!
В 2018 году в технопарке "Якутия" было около 30 IT-компаний, в которых работали полторы тысячи человек. Сейчас - 120 резидентов и 3500 специалистов. О чем-то это да говорит.