Рыбаки ДФО не согласны со спешным вводом второго этапа инвестквот

Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики и некоммерческая организация "Рыбный союз" начали исследование "Отечественная рыба в изобилии на столах россиян". Результаты представят на традиционной сессии, посвященной рыбной отрасли ДФО, в рамках VII Восточного экономического форума.
РГ

Но уже сейчас, безо всяких исследований, рыбаки дают уверенный прогноз: если с 2023 года власти РФ все-таки начнут второй этап распределения инвестквот на вылов водных биоресурсов в обмен на строительство судов и береговых заводов, страну ждут опустевшие рыбные прилавки, а отрасль - череда банкротств. Почему - объясняет президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края, член Координационного совета рыбохозяйственных организаций Дальнего Востока (КСОР ДВ) Сергей Рябченко.

Сергей Михайлович, президент ВАРПЭ Герман Зверев заявил, что необходимо отложить второй этап, так как "законопроект написан во вчерашней реальности". Что это значит?

Сергей Рябченко: В 2016 году по инициативе минсельхоза России в федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" были внесены изменения. В частности, введен новый вид квот - квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели для промышленного и прибрежного рыболовства. На пять лет - с 2019 года по 2024-й - 20 процентов имеющихся у рыбодобывающих предприятий квот распределили, чтобы наделять ресурсом те компании, которые построят суда и береговые перерабатывающие заводы.

Но ранее сделанные расчеты по срокам реализации проектов и окупаемости инвестиций сегодня уже неактуальны. Российские корабелы растеряли опыт строительства рыболовного флота, прежде всего крупнотоннажного. К тому же почти все суда несерийные, это новые проекты. Усугубили ситуацию очередные западные санкции. Корпус-то наши судостроители изготовить могут, но где комплектующие, "начинку" -агрегаты, траловые комплексы, навигационное оборудование и прочее - брать? Учитывая рестрикции Запада и мнение Объединенной судостроительной корпорации, правительство решило продлить сроки исполнения программы инвестквот на два года.

В Росрыболовстве заверили, что первый этап инвестквот будет реализован на 100 процентов.

Сергей Рябченко: Цифры свидетельствуют о другом. Если с созданием береговой переработки картина вполне пристойная - из 24 запланированных заводов введен 21, то с флотом дело обстоит иначе. Отставание от графиков - от полугода до двух лет. Из 105 судов в рамках первого этапа построено девять. Это о чем-то говорит?

ФАС заявила, что программа инвестквот имеет положительный результат - происходит обновление флота, заработали верфи. С точки зрения государства, может быть, это и здорово: рыбаки поднимают судостроение. Но у нас, что, рыбная отрасль стала инновационно-экспериментальной?

На этом фоне очень странной выглядит спешка, с которой, несмотря на сопротивление большей части рыбацкого бизнес-сообщества, власти стремятся провести законопроект о втором этапе инвестквот. В его рамках намечено распределить 24 процента квот на добычу сельди и минтая на Дальнем Востоке, 50 - краба и 100 процентов моллюсков. Росрыболовство уверяет, что инвесторы вложат 300 миллиардов рублей и построят около 30 рыбопромысловых судов, 35 краболовов и десять заводов.

За этими шагами стоит не что иное, как передел в рыбной отрасли. Квоты изымут у 117 предприятий. Доли общего допустимого улова минтая и сельди отдадут под инвестиции в строительство флота, а членистоногих и беспозвоночных - на аукционы.

На аукционах по продаже почти 50 процентов квот на вылов краба в 2019 году государство выручило более 142 миллиардов рублей, из них свыше 99,5 миллиарда - в Дальневосточном бассейне. Выгодная сделка?

Сергей Рябченко: Да, бюджет получил разовые вливания. Но кто оценит сегодня потери? И на новых торгах, возможно, соберут приличные суммы. А что дальше будет с предприятиями, с людьми, поселками, регионами? Мы не знаем, где станут регистрироваться те, кто выйдет на аукционы. ФАС обещает, что на группу предприятий придется не более определенного процента лотов. Но как проконтролировать и установить взаимосвязь - группа предприятий это или нет? "Дочек" можно наплодить сколько угодно, выйти на торги, забрать объемы, и пусть кто-то докажет, что это была отдельная компания.

Между тем Счетная палата заявила, что при проведении первых аукционов на краба основополагающие цели не достигнуты: конкуренции как таковой не состоялось, количество участников крабового рынка не увеличилось.

По моллюскам ситуация тоже странная. Думали-думали - а что же может быть предметом инвестиций при выводе на аукцион беспозвоночных. И вспомнили, что у нас рефрижераторный флот в плохом состоянии. Ну какое отношение имеют к промыслу моллюсков рефрижераторы?

Какие последствия принятия решения о начале второго этапа инвестквот ожидают члены КСОР ДВ?

Сергей Рябченко: Дальневосточники опасаются, что лишение квот на рыбу, краба и моллюсков приведет к банкротству предприятий, которые сегодня эксплуатируют эти ресурсы. Большинство оставшихся без квот предприятий не смогут участвовать в аукционах: у них нет залога для получения кредитов. Замечу: на беспозвоночных в основном работают предприятия, расположенные на Курилах. Они уже инвестировали в добычу, в переработку. Из-за перераспределения квот окупить свои вложения не смогут и закроются. А ведь Курилы объявлены особой экономической зоной и там действует режим территории опережающего социально-экономического развития.

Не только над этими островами, но и над всем дальневосточным побережьем нависла угроза: если местный рыбодобывающий флот останется не у дел, мы целиком потеряем поселки с людьми, инфраструктурой, с социальными объектами, ведь из 117 "лишенцев" 74 предприятия относятся к малому и среднему бизнесу, а 17 - к градообразующим. Или крупные компании, нацелившиеся на аукционы, рассчитывают взять суда разоренных коллег в аренду, а оставшихся без работы рыбаков - в батраки?

Какой выход видит Координационный совет?

Сергей Рябченко: Сейчас Счетная палата с участием четырех региональных контрольно-счетных палат проверяет эффективность первого этапа наделения инвестквотами. И процесс этот еще не окончен.

Подавляющая часть рыбацкой общественности считает, что, во-первых, нужно дождаться заключения Счетной палаты. Требуется понять, как повлияли инвестквоты на экономику: цена на рыбопродукцию упала? занятость увеличилась? расцвели территории и поселки? В декабре Счетная палата дала бы итоги проверки. Потом их следовало бы обсудить. И только с 2025 года, возможно, и стоило бы переходить ко второму этапу при условии позитивного заключения о первом.

Во-вторых, аукционы по крабам стоит проводить не раньше 2035 года, когда закончатся договоры пользования долями квот на этот водно-биологический ресурс.

В противном случае наносится невосполнимый урон рыбной отрасли - так считают и члены Координационного совета рыбохозяйственных организаций Дальнего Востока, и большинство заинтересованного бизнес-сообщества.

Ведь не для красного слова мы говорим: основное предназначение рыбной отрасли Российской Федерации - обеспечение продовольственной безопасности. Это значит производить рыбной продукции столько, чтобы хватило всем живущим в РФ и по доступным для них ценам. Но сегодня отрасль - под прессом преобразований, реорганизаций, новаций, не всегда поддержанных рыбаками и часто объективно не проработанных. И все отражается в себестоимости конечного товара. К примеру, уже объявлено, что на 30, а то и более процентов возрастет стоимость судостроения.

Мы-то обеспечим рынок рыбопродукцией, но цены будут не для каждого кошелька. И не по вине производителя.

Конечно, окончательное решение за правительством Российской Федерации и за президентом. Но мы высказываем опасения по поводу своевременности и необходимости немедленного перехода ко второму этапу инвестквот. И у нас вопрос: "Почему нас не слышат?"