29.07.2022 18:50
Поделиться

В Петербурге выпустят первый в России NFT-спектакль

В Театре имени Андрея Миронова начались репетиции нового спектакля - уникального, инновационного. Известный актер Алексей Морозов взялся за пьесу А.П. Чехова "Дядя Ваня". Постановка станет его режиссерским дебютом.
Пресс-служба Театра имени Андрея Миронова

На этой сцене Алексей Морозов играет в спектаклях "Мадам Бовари", "Маленькие трагедии", "Палата №6". Последние два спектакля поставил художественный руководитель театра Влад Фурман, у которого Морозов снимался в фильме "Таинственная страсть" в главной роли писателя Василия Аксенова. Поэтому не удивительно, что получил право на постановку.

- Действительно, пьесу "Дядя Ваня" ставят много, чаще других, на все лады, и мы восхищались многими версиями,- поделился с "РГ" Фурман. - Здесь меня подкупило распределение ролей. Не зря же Товстоногов говорил, что 80, а то и 90 процентов успеха спектакля - это правильное распределение ролей. Я понял, что Алексей глубоко чувствует эту историю - очень человеческую, чувствует время, может подключить зрителя.

При создании спектакля будут применены NFT-технологии.NFT (от англ. non-fungible token) - это уникальный цифровой объект, ставший популярной формой для художественных высказываний в мире современного искусства.

О том, что это будет, рассказал режиссер спектакля.

Театры один за другим ставят именно эту пьесу Чехова, чаще, чем другие. Она идет во всех ведущих театрах Петербурга, в этом году ее выпустили Комиссаржевка, "Приют комедианта". Чем так привлекателен "Дядя Ваня" для постановщиков?

Алексей Морозов: Я живу с этой пьесой уже 25 лет. В 1997 году мы готовили дипломный спектакль на курсе Вениамина Михайловича Фильштинского, где репетировали все роли (такая система работы), и я в итоге играл Илью Ильича Телегина, обедневшего помещика. Потом присутствовал на всех репетициях постановки Льва Абрамовича Додина в Малом драматическом театре, играл Работника - молодой артист, только пришедший в театр, кого еще я мог играть? Оттуда - все разборы, погружение в материал… Позже я помогал набирать в театральной академии курс Владимира Рецептера и Ларисы Грачевой, потом курс при ТЮЗе - и мы разбирали отрывки из "Дяди Вани".

Я подумал: если уж решаться на режиссерский дебют, то с пьесой, которую ты очень хорошо знаешь и не можешь не поставить. К тому же, в современном трагическом контексте чеховские слова из этой пьесы звучат для меня остро. Например, монолог Сони про милосердие, небо в алмазах, про то, что Бог сжалится над нами, скажем, после 9 января 1905 года прозвучал по-другому, нежели до этого события; в 1914 году - наверное, еще как-то по-другому. И в 1917-м, в 1941-м, 1953-м, и в 1968-м… В начале 1990-х и сейчас, в 2022-м году, окружающий контекст этого монолога сильно меняется. Мне хочется этим спектаклем исследовать загадку русского хроноса. Незыблемого. В принципе, человек не меняется, а русский человек - не меняется особенно. Вот это феномен.

Астров говорит: "…если через тысячу лет человек будет счастлив, то в этом немножко буду виноват и я". Представим 2896 год. У меня есть подозрения, что и через тысячу лет взаимоотношения героев пьесы останутся такими же. Разве что антураж изменится. Но ничего не изменится внутри русского человека. И через тысячу лет после выхода пьесы (1896 год) люди все так же будут говорить об иллюзиях и миражах (Соня: "… все гниет, а ты занимаешься миражами"), заливать водкой свою неудовлетворенность жизнью, и точно так же дядя Ваня будет восклицать: "Пропала жизнь! Я талантлив, умен, смел... Если бы я жил нормально, то из меня мог бы выйти Шопенгауэр, Достоевский...", а Елена Андреевна произнесет: "Во всех вас сидит бес разрушения…" Эту незыблемость, вековечность, неизбывность русского хроноса я и хочу исследовать. "Сцены из деревенской жизни" на новом витке развития общества.

Режиссеры нередко переписывают тексты классиков, героев ХVI века одевают в современные одежды, вооружают гаджетами. Порой говорят: "Вы не узнаете знакомых персонажей". А как будет у вас?

Алексей Морозов: Постановка будет классической, несмотря на новые технологии. Текст автора не будет изменен. Переписывать Чехова я не буду, он все сказал. Возможно, будут непривычные для чеховского антуража декорации. Костюмы будут такими, которые не стыдно выставить в NFT-коллекцию спектакля. Заявим декларацию новой моды. Не удивлюсь, если вскоре после премьеры мы увидим светских львиц в платьях, которые носят наши Елена Андреевна или Мария Васильевна.

Это будет заразительный, витальный, полный жизни спектакль! И очень хочется подключить к нему зрителя. Актеры будут читать и петь так называемые зонги, выходя из образов, транслируя суть своих персонажей. Будут звучать стихи современных поэтов, дополняющие, а порой идущие вразрез с текстом Чехова. Прямо во время спектакля эти зонги будут оцифрованы и переведены в нейроакустические картины.

Почему NFT?

Алексей Морозов: Идея интегрировать NFT в спектакль у меня возникла сразу, как только я познакомился с этим понятием. Принцип театра, собственно, в неповторимости, уникальности. Каждый спектакль неповторим, чем-то отличается от предыдущего. Я сразу увидел общую с NFTплатформу.

Каким образом мы это осуществим? Первое: будет коллекция художественных образов спектакля - участие декораций, особого реквизита, бутафории, костюмов, также возможен перевод актеров в костюмах в GIF персонажей. NFT-коллекция спектакля будет выставлена на сайте MirON.fun.

Во-вторых, создадим NFT- клуб спектакля, в котором будут эксклюзивные беседы с актерами, привилегии по билетам, экскурсии за кулисы. И самое главное - это инновационные технологии, так называемые нейроакустические картины - эмоциональные узоры актеров в момент совершения ими сценических действий. Например, монолог Сони превращен в нейроакустическую картину, есть специальное приложение - плеер, наводим на него экран мобильного телефона, как на штрих-код, картина оживает, и зритель может проникнуться эмоцией актрисы…Это, конечно, совершенно уникальная инновационная технология. Создается театральный NFT-агрегатор. В дальнейшем возможно создание NFT- коллекции других спектаклей из репертуара театра - "Медеи", "Венецианского купца", например.

Кто в вашей команде?

Алексей Морозов: Художник Гала Филатова будет заниматься декорациями и костюмами. Композитор - Сергей Верховцев. В спектакле будут заняты Ростислав Орёл (Войницкий), Николай Дик (Серебряков), Александр Большаков (Астров), Елизавета Кафиева (Елена Андреевна), Анастасия Квитко (Соня), Татьяна Захарова (Марина), Илья Мозговой (Телегин). В роли Марии Васильевны Войницкой - легенда петербургской сцены Ирина Соколова. Роль Работника, которого я когда-то играл в спектакле Льва Додина, я отдал Диме Пеплову, монтировщику нашего театра, который уже принес на репетицию зонг собственного сочинения и исполнил его. Компания замечательная!

Премьеру "Дяди Вани" планируют представить в конце 2022 - начале 2023 года.

Справка "РГ"

С NFT-технологиями невозможен плагиат, авторские права создателей спектакля будут надежно защищены.

Это будет первый в России, мире NFT-спектакль, "пилот". Технологии активно используются в музейном деле, живописи, а в театре - впервые.

Репетиции спектакля будут также оцифрованы и выставлены на сайт MirON.fun.

Прямая речь

Влад Фурман, художественный руководитель-директор Театра имени Андрея Миронова:

- В следующем сезоне наш театр отметит 35-летие. Мы определили два дальнейших направления: сохранение традиций, заложенных основателем театра Рудольфом Фурмановым, и развитие. Приняв интересное, неожиданное предложение Алексея Морозова, решили рискнуть. Все новое нам интересно. Появился новый формат - NFT-технологии. Всегда перед деятелями театра встает такой вопрос: всё сиюминутно, театр живет, пока на сцену выходят актеры, транслируют энергию, а как эту энергию сохранить? Как передать тот неповторимый драйв, который возникает во время контакта зрителей с актерами? Вот кинопроизведения остаются на века.

Мне кажется, что прогресс со своими современными технологиями позволит воспринимать не только визуально, но и эмоционально то ощущение, что самое ценное. Нам интересна прежде всего фиксация драматического произведения на сцене.