В Екатеринбурге появился "железобетонный" туристический маршрут

Проект "Живые дома Урала" пополнился новым маршрутом: по центру Екатеринбурга. Он охватывает почти весь XX век. Это эпоха железобетона, который позволяет строить быстрее, больше, выше, чем из кирпича.

Впрочем, ЖБИ-историю в городе нельзя назвать непрерывной: первые проекты появились еще в 1930-е, а массовое применение случилось только в 1950-е.

- Нужно было для начала создать индустрию, около десятка заводов, выпускающих эти стройматериалы, - объясняет заведующий научно-исследовательским центром Музея истории Екатеринбурга Евгений Бурденков.

Оперный театр

Фото: Музей истории Екатеринбурга

Первым зданием, где в основу конструктива лег железобетон, стал, как ни странно, Оперный театр. Его сдали в далеком 1912 году, авторский надзор возглавлял Константин Бабыкин. Он изменил фасады и включил в проект ЖБИ-перекрытия. Сам инженер вспоминал, как большевики провозглашали в 1917 году в здании театра советскую власть. Народу набилось столько, что балконы могли рухнуть. Тогда позвали Константина Трофимовича и заставили сидеть под ними, чтобы доказать прочность конструкции.

Дом промышленности

Фото: Музей истории Екатеринбурга

Проектировщики заложили его как административный комплекс "Госпромурала". В 1930-е господствовал конструктивизм, он подразумевал полную свободу внутренней планировки и витражные окна по всему фасаду. Кирпичные дома воплотить такие идеи не могли, у них вся опора шла на стены, поэтому в Доме Промышленности использовали железобетонный сетчатый каркас. Еще одной важной деталью является отделка интерьера мрамором. Урал - родина этого камня, однако до 1935 года он шел лишь на изготовление всякой мелочи: чернильниц, пепельниц и т. д.

Плотина

Фото: Музей истории Екатеринбурга

Ее поставили на реке Исеть еще в 1723 году вместе с железоделательным заводом. С демидовских времен не раз реконструировали, лиственницу заменяли на другие материалы. Последнее обновление состоялось в 1964 году, когда решили организовать Исторический сквер. Рабочие "Уралтранспецстроя" вырыли земляную перемычку. Под ее прикрытием забетонировали головную часть водособроса. Для стока подготовили бетонную "постель" толщиной до двух метров.

Набережная в привычном нам виде появилась в конце 1930-х. Для этого пришлось расширить проезжую часть дамбы и соорудить подпорную стену на левом берегу длиной 778 метров. Разведочные шурфы показали, что грунт неравномерный: где-то под илом залегают скальные породы, где-то мягкие, которые при бурении растираются до песка. В конце концов выбрали технологию свайного ростверка, работающего на сопротивление вертикальным и горизонтальным силам.

- Казалось бы, простая вещь - благоустройство, на самом деле оно иногда сложнее, чем строительство зданий, - говорит Евгений Бурденков. - Работы шли с 1936 по 1939 год, свердловская набережная даже попала в альбом к 20-летию советской архитектуры как один из лучших образцов. Вся она была украшена скульптурами, но поскольку их делали из недолговечных материалов, в 1960-е пришлось демонтировать.

Под куполом

Что роднит свердловский драмтеатр со зданием цирка? Оба проекта готовили московские архитекторы. В общении с уральскими инженерами поначалу была некоторая настороженность, но по мере знакомства все пошло, как по маслу.

Из воспоминаний Николая Хохлова, заслуженного строителя России: "Екатеринбургский цирк по конструкции - лучший в Европе. Его архитектором был Юлиан Шварцбрейм, инженером - Николай Никитин. Тот самый, автор Останкинской телебашни. Он рассчитал купол из 32 ажурных ребер. Таких всего два в мире, второй находится в Бразилии. Его высота 50 метров и диаметр 60 метров. Для монтажа у нас были разработана оснастка под названием самолетики. С них и собирали арочные конструкции, которые опираются на большое железобетонное кольцо и через стальные ванты удерживают рабочий купол".

Звуки в "Космосе"

Фото: Музей истории Екатеринбурга

Из-за уникальности объектов "Свердловскгражданстроя" еще в начале 1980-х была внедрена система управления качеством, ее контролировал целый отдел со своей испытательной лабораторией, где стояли два гидравлических пресса мощностью 100 и 125 тонн, разрывная машина усилием 100 тонн и морозильные камеры.

"Космос" начинали строить как типовой кинотеатр, однако изготовленные конструкции как раз не прошли проверку в лаборатории, поэтому на 2-3 года стройка встала, потом здание переработали в кино-концертный комплекс. Это был главный железобетонный подарок городу на 50-летие советской власти и самый технологичный. Только одних динамиков здесь смонтировали 500! "Космос" будет амбиофоническим, то есть звуки можно регулировать. Ведь для кино нужна совсем другая акустика, чем для концерта или собрания", - растолковывали населению репортеры.

Второй дом Советов

Фото: Музей истории Екатеринбурга

Первый небоскреб Свердловска, который сохранял этот статус 50 лет. Возводило его стройбюро ОГПУ на рубеже 1920-1930-х годов. В народе 11-этажку прозвали "Новая вавилонская башня": она не только переплюнула по высоте снесенный кафедральный собор, в те годы с ней могли соперничать только 14-этажный дом общества "Динамо" в Москве и 12-этажный "Дом Правительства" Бориса Иофана.

Уникальность здания еще и в том, что его соорудили без строительных кранов: с помощью усовершенствованного шахтного подъемника, который не опускал грузы, а поднимал. ЖБИ-перекрытие над цокольным этажом позволило освободить пространство от опор. К сожалению, бетонные обзорные балконы не сохранились, зато жив лифт, первый уральский лифт в жилом комплексе.

Дом Советов передал эстафетную палочку 25-этажному Дому правительства только в 1975 году. Возводило его СМУ-3, а главными героинями стройки стали крановщицы: молоденькие Лена Язовских и Рая Сибагатуллина. Вот как писали об их трудовом подвиге газеты: "На высоте 110 метров условные жесты не разглядишь, машинист почти никогда не видит конца троса, который подает стропальщику. Вот почему в кабину проведен телефон. Наденет крановщица наушники, и все этажи ей докладывают, что сделать надо. По телефону же и обычные команды подают: "Вира! Майна! Каретку вперед! Назад!"

Самостоятельно тур можно пройти по бесплатному аудиогиду.

Комментарий

Денис Снетков, заместитель гендиректора по связям с общественностью СРО "Уральское объединение строителей":

- Проекту "Живые дома Урала" уже несколько лет. В него вошли более 200 зданий в шести городах. В Книгу рекордов России это путешествие включено как самое длинное, связанное с историей дореволюционного, советского и современного строительства. Последние три года "Живые дома Урала" прирастают микрорайонами Екатеринбурга. Особенность этих маршрутов в том, что мы рассказываем не только "биографию" каждого здания, но и о тех, кто его создавал, об использованных технологиях и материалах. Мы хотим, чтобы имена строителей сохранялись в народной памяти.