издается с 1879Купить журнал

Экспедиция по маршруту воздушного моста Аляска - Сибирь обнаружила на Чукотке места крушения четырех самолетов

10 августа 2022

В этом году 80 лет исполняется Алсибу - уникальной авиатрассе, по которой в тяжелейших условиях Крайнего Севера наши летчики перегоняли столь нужные для Победы самолеты союзников. По маршруту Фербенкс - Ном - Уэлькаль - Сеймчан - Якутск - Киренск - Красноярск пролетел каждый третий из поставленных по договору ленд-лиза самолетов - около 8000 единиц. Чтобы попасть на восточный фронт, американские истребители и бомбардировщики преодолевали расстояние в 14 тысяч километров, зато этот путь был самым надежным. Потери за время перегонки по территории СССР составили всего один процент - по разным причинам не дотянул до места назначения 81 самолет.

К юбилею легендарной воздушной трассы Русское географическое общество совместно с Экспедиционным центром министерства обороны России проводит экспедицию по обследованию ее объектов. В прошлом году участники экспедиции изучили все 16 аэродромов, которые были возведены и реконструированы в кратчайшие сроки специально для перегонки американской авиатехники, а в этом обратились к поиску пропавших самолетов. Корреспондент "Российской газеты" и "Родины" присоединилась к работе экспедиции на Чукотке, где совсем недавно удалось обнаружить места падения четырех самолетов.

"Несколько лет назад президент Русского географического общества Сергей Шойгу поставил перед нами задачу изучить, как в период Великой Отечественной войны в самых суровых краях нашего государства за несколько месяцев была создана воздушная трасса, построены аэродромы, которые составили и до сих пор составляют основу аэродромной сети Дальнего Востока и Сибири, - рассказывает Сергей Чечулин, директор департамента экспедиционной деятельности и развития туризма Русского географического общества. - То есть основной нашей задачей было понять, каким трудовым подвигом можно было за восемь месяцев на вечной мерзлоте установить уникальные полосы - некоторые из них построены из дерева, некоторые - из аэродромного покрытия, некоторые были просто грунтовыми, местами даже высечены в скальной породе. Это был настолько трудоемкий процесс! Однако за год между принятием решения и прилетом первого самолета трасса стала функционировать… В этом году мы сконцентрировались на обнаружении и изучении мест катастроф. Как известно, около 80 самолетов воздушной трассы не долетели до ее конца, до города Красноярска, из них 39 потерпели катастрофу".

Общие потери на трассе составили 115 человек. 24 летчика и пассажира похоронены на военном кладбище поселка Уэлькаль, кто-то упокоился на других участках трассы, однако судьба части погибших остается неизвестной.

Первый перегон

Чукотка первой принимала американские самолеты: этот участок трассы был самым длинным и по праву считался одним из самых трудных. Больше полутора тысяч километров приходилось лететь над Аляской, через Берингов пролив и бесконечную пустынную тундру на аэродром Уэлькаль, зажатый между Анадырским заливом и заливом Креста. Экспедиции Русского географического общества и поисковикам Минобороны удалось выяснить, что на самой восточной части трассы от момента входа ее в СССР до запасного аэродрома Танюрер произошло четыре авиакатастрофы с участием ленд-лизовских самолетов.

Крайне сложные метеорологические условия, неточные карты, незнакомая техника - вот причина подавляющего большинства крушений. Найти пропавших товарищей старались по горячим следам еще в годы Великой Отечественной, но часто самолеты падали в таких труднодоступных местах, что о вывозе техники, а порой и захоронении останков экипажа речи не шло. Из-за секретности воздушной трассы, названной в советских документах Красноярской - по конечному пункту, информацию о катастрофах не разглашали, места падений не фиксировали.

На Чукотке на обломки периодически натыкались чукчи-оленеводы, перегонявшие стада, геологи, местные энтузиасты-поисковики. Научный руководитель экспедиции Русского географического общества по обследованию авиатрассы Алсиб кандидат исторических наук Павел Филин и его коллеги работали с архивными документами и воспоминаниями, вели переписку с краеведческим музеем поселка Эгвекинот, где представлена самая значительная на сегодняшний день экспозиция по истории Алсиба, общались с местным населением. Музейщики предоставили исследователям уникальный источник - воспоминания ветерана Алсиба летчика Виктора Глазкова, лично знавшего все погибшие экипажи. В 1990-е годы он по памяти нарисовал карту, на которой обозначил места падений самолетов своих сослуживцев.

Карта летчика Алсиба В. Глазкова, на которой обозначены места четырех авиакатастроф. Музей Эгвекинота. Фото: Ольга Чагадаева

Благодаря скрупулезной подготовительной работе все четыре объекта удалось обнаружить за несколько вылетов в течение трех недель.

Скорбные находки

12 июля 2022 года на восточном берегу залива Креста экспедиция обнаружила С-47 "Дуглас" старшего лейтенанта Евгения Спиридонова. В мае 1943 года при снижении сквозь облака самолет зацепился за сопку, экипаж погиб. Шасси, двигатели, крылья, редуктор, хвостовая часть так и остались разбросанными по склонам - место крайне труднодоступное.

21 июля севернее поселка Эгвекинот поисковики обнаружили обломки истребителя Р-40 "Киттихаук" под управлением младшего лейтенанта Алексея Федоренко. Авария произошла в сентябре 1942 года. Летчик до сих пор числится пропавшим без вести, а обломки самолета частично утрачены - все, что могло оказаться полезным в хозяйстве, потихоньку растаскивало местное население, оставшиеся фрагменты разбросаны вдоль ручья и испещрены надписями - кочующие оленеводы оставляют здесь друг другу сообщения.

3-5 августа на местах падений были запланированы мемориальные мероприятия с участием губернатора Чукотского автономного округа Романа Копина и журналистов федеральных СМИ. Мы должны были повторить маршрут экспедиции, однако непредсказуемая чукотская погода внесла коррективы: посетить места падения экипажей Спиридонова и Федоренко так и не удалось.

3 августа вертолеты Экспедиционного центра Минобороны Ми-26 и Ми-8 доставили нашу экспедиционную группу в верховья реки Быстрой в 50 км западнее поселка Уэлькаль, где 22 июля было обнаружено место падения "Дугласа" экипажа майора Федора Пономаренко. 25 ноября 1943 года самолет при невыясненных обстоятельствах взорвался в воздухе.

Причина катастрофы до сих пор неизвестна. По официальной версии в кабине произошло короткое замыкание и возгорание, по неофициальной - на борт, летевший из Аляски, подложили взрывное устройство с часовым механизмом. Обломки транспортного самолета майора Пономаренко оказались разбросанными метров на триста - с одной стороны реки вывалился груз, с другой - рассыпался он сам.

Здесь тоже можно увидеть надписи на фрагментах фюзеляжа - уже восьмой десяток лет чукчи используют обломки "Дугласа" как ориентир во время кочевок. Пономаренко вез из Аляски стратегически важный груз - воздуходувки для прогрева авиационных двигателей, без которых алсибовские самолеты в условиях Крайнего Севера летать не могли.

Это редчайшая находка, поэтому вместе с винтом и другими частями самолета, представляющими экспозиционную ценность, их грузят на борт Ми-26. Они пополнят коллекции региональных музеев, центрального музея Вооруженный сил России и станут экспонатами мобильных выставок, которые планируется возить по всей России.

Место катастрофы экипажа Пономаренко. Памятный знак на месте катастрофы установлен участниками экспедиции. Фото: Ольга Чагадаева

Следующим пунктом назначения было место крушения "Дугласа" старшего лейтенанта Евгения Герасимова, найденное поисковиками 19 июля в районе Ушканьских гор у озера Горное. Добраться к месту катастрофы оказалось трудно даже на современном вертолете и в безоблачную погоду. Ми-26 высадил нас у подножья горы, не выключая двигателей, - для крупного вертолета места для посадки между сопок не нашлось. Чтобы попасть к эпицентру трагедии нашему десанту предстояло карабкаться около 600 метров вверх по крупным и острым камням, а потом спускаться около 20 метров по осыпям вниз.

В августе 1943-го Герасимов при перелете с запасного аэродрома Марково в Уэлькаль в условиях плохой видимости на полном ходу врезался в сопку. Удар был такой силы, что самолет разметало по обеим сторонам хребта на сотни метров, а алюминий расплавился и в некоторых местах буквально "въелся" в сопку. Тем более удивительна находка - среди камней и обломков участники экспедиции обнаружили комсомольский билет одного из членов экипажа. С большой долей вероятности документ принадлежал бортрадисту сержанту Петру Капитоновичу Оконечникову, однако точно сказать можно будет только после проведения экспертизы.

Тот самый комсомольский билет, найденный на месте крушения самолета. Фото: Ольга Чагадаева

Первый аэродром Алсиба

Конечной точкой нашего маршрута был аэродром Уэлькаль - первый базовый аэродром воздушной трассы Алсиб. Два дня подряд наш Ми-26 не мог найти просвета среди плотной массы облаков и вынужден был возвращаться восвояси. Добиться разрешения на посадку на исторический аэродром удалось только на третий день - как и 80 лет назад над эскимосским поселком господствует непогода. От аэродрома времен Великой Отечественной войны практически ничего не осталось, зато повсюду хорошо проглядывается остов уникального деревянного покрытия взлетно-посадочной полосы, которая принимала авиацию вплоть до середины 1960-х годов.

5 августа в центре поселка был торжественно открыт прекрасный монумент "Мост мужества и дружбы", изготовленный на средства и по инициативе жителей Чукотки. Здесь помнят, как в глубоком тылу ковали общую Победу.

Вертолет Экспедиционного центра Министерства обороны на историческом аэродроме Уэлькаль. Фото: Ольга Чагадаева/РГ

Чукотский этап экспедиции по обследованию объектов воздушной трассы Алсиб продлится до 15 сентября. А впереди исследователей ждут следующие отрезки легендарной авиатрассы - леса Якутии и Сибири.