Российская газета - Федеральный выпуск8827
14.08.2022
17:49
Российская газета - Федеральный выпуск8827
Глобальных ограничений по ковиду пока нет. Но вопрос вакцинации по-прежнему актуален.
Глобальных ограничений по ковиду пока нет. Но вопрос вакцинации по-прежнему актуален. / Владимир Аносов/РГ

Академик Александр Гинцбург: Ковид не уходит, и значит вакцинация необходима

На сей раз с академиком Александром Леонидовичем Гинцбургом, руководителем института имени Н.Ф. Гамалеи Минздрава России, мы встретились 10 августа. Напомню: два года назад именно 10 августа было объявлено, что в России впервые в мире именно в этом институте создана вакцина против COVID-19. Спутник. Прошло два года. COVID-19 то затихал, то активизировался. Но уходить из нашей жизни, судя по всему, не собирается. Сейчас, похоже, нас начинает накрывать аж седьмая по счету волна пандемии. Разные страны, и нас в том числе, не обходит новый вариант "омикрона". Его уже почувствовали Москва и Московская область, Питер и Свердловская область… Остановимся с перечнем. Глобальных ограничений "по ковиду" пока нет. А не глобальные имеют место быть. И особую актуальность приобретает проблема вакцинации. Надо вакцинироваться или нет?

Вот говорят: вакцине два года, а COVID-19 не уходит. И значит вакцинироваться не надо, поскольку те, кто прививался, все равно болеют. Лично я прививалась трижды. Однако дважды переболела COVID-19. Когда месяца два назад спросила Александра Леонидовича, надо ли мне ревакцинироваться, он сказал: "Пока нет. Но время покажет. Отрицать вакцинацию никак нельзя".

Александр Леонидович! Если надо, то какой вакциной? Вакцин же было немало. Известно, что некоторые, и это официально объявлено, не эффективны. А "Спутник V" как был, так и остается на высоте. У нас есть запас "Спутника" на любые случаи жизни?

Александр Гинцбург: У нас довольно большой запас вакцин. Хотел бы заметить, что "Спутник V" за два года зарекомендовал себя с лучшей стороны. Он нас спасал от заражения, от тяжелых форм. Как и в вашем случае, о котором вы сейчас сказали. И это не только я так считаю. Лабораторные анализы указывают на высокий уровень защитных антител к тем штаммам возбудителя COVID-19, которые были в течение двух лет, которые назывались Уханьским и альфа-штаммом. То есть количество антител, которые направлены против этого возбудителя. В то же время, как мы знаем, этот вирус, как и другие вирусы, живой объект, он постоянно изменяется. Причем изменяется с потрясающей скоростью. Чего мы раньше не предполагали в отношении данного возбудителя. И это основная проблема для тех, кто создает вакцинные препараты.

В настоящее время вирус - он называется уже "омикрон 5" - изменился таким образом, что исходная вакцина "Спутник V", которая была сделана и введена в практику два года тому назад, продолжает действовать против этого штамма, защищая вакцинированных от смертельных и тяжелых случаев заболевания. Но уже не защищая от возможности заражения и перенесения этого заболевания в более легкой форме. А люди справедливо хотят иметь защиту от самого факта заражения.

И как же быть?

Александр Гинцбург: На повестке дня стоит изменение антигенного состава вакцины под названием "Спутник V". Такой кандидатный вакцинный препарат уже создан в институте Гамалея.

Уточните, как вы сказали? Какой препарат?

Александр Гинцбург: Новый кандидатный препарат, вариант "Спутника V" против "омикрона".

Александр Гинцбург: Все, кто провакцинировался, могут жить полноценной жизнью. Фото: Сергей Куксин

Уже создана такая вакцина?

Александр Гинцбург: Да. Такой препарат уже создан.

Почему же вы молчите об этом?

Александр Гинцбург: Долго не виделись: вы были в отпуске, я был в отпуске. А если всерьез, то сейчас после отпускного периода начинаем плотно работать над этой проблемой. Докладываю, что несмотря на отпускной период сотрудники Гамалеи продолжали работать. Сейчас такой вариант вакцины с другим антигенным составом создан и, по нашей гипотезе, будет защищать от всех штаммов COVID-19, которые вокруг нас в настоящее время циркулируют.

Если вакцинация от коронавируса будет введена в национальный календарь наравне с остальными вакцинными препаратами, то мы будем жить и не замечать эту инфекцию

Вы его уже опробовали?

Александр Гинцбург: К сожалению, в официальных клинических испытаниях мы пока не успели его опробовать. "Омикрон 5" появился недавно, но распространяется очень быстро. Имея кандидатную вакцину, мы пока не можем ее передать на производство, не пройдя регуляторных моментов и не проведя исследований.

Вы сказали, что есть новая вакцина, которую еще нужно испытывать. Но вакцинироваться нужно сейчас. На пунктах вакцинации есть "Спутник V". Его можем использовать?

Александр Гинцбург: Да! В настоящее время необходимо пользоваться той вакциной, которая уже есть. Она будет так же эффективно защищать от тяжелых случаев заболевания, от летальных исходов.

Нужно будет и ту, и другую вакцину делать?

Александр Гинцбург: Сейчас желательно сделать ту вакцину, которая есть, тем, кто не вакцинировался в течение последних шести месяцев. Когда появится новая вакцина, мы это предусмотрели, мы будем рекомендовать делать новую интраназально, то есть вводить в нос. Для того, чтобы те люди, которые недавно сделали инъекционную вакцину, имели возможность защитить себя от новых штаммов.

Вакцинироваться, вакцинироваться, вакцинироваться…. И так на всю оставшуюся жизнь? Раз в полгода надо будет проводить ревакцинацию?

Александр Гинцбург: Пока вакцина против COVID-19 не будет введена в национальный календарь прививок, нам придется жить в плане защиты от данного возбудителя в таком, я бы сказал, режиме аврала. От волны к волне. Если вакцинация от коронавируса будет введена в национальный календарь наравне с остальными вакцинными препаратами, которые существуют уже в национальном календаре прививок, тогда мы перейдем в нормальный, плановый режим существования. Мы будем жить и не замечать эту инфекцию, если будем регулярно соблюдать этот режим прививок. Как и с другими инфекционными заболеваниями: корью, краснухой, паротитом…

Понятно, что вы "за" вакцинацию.

Александр Гинцбург: Безусловно. Только эффективными вакцинными препаратами.

В мире есть препараты такого же уровня, как "Спутник V"?

Александр Гинцбург: Конечно. Массово используется ряд препаратов. Это вакцины, которые производятся фирмами Pfizer и Moderna. Это безусловно новые технологии, которые себя зарекомендовали с положительной стороны. Они по принципу действия мало чем отличаются от "Спутник V". Отличаются только методом доставки генетической информации в клетки вакцинированного человека, который используется в той и в этой технологии. По механизму действия практически не отличаются. Хотя есть некоторые отличия и не в пользу вакцин технологии на основе мРНК. Это очень хорошо видно, когда начался процесс антигенной изменчивости возбудителя COVID-19. В настоящее время вируснейтрализующая активность, которая образуется в результате вакцинации "Спутник V" по отношению к "омикрону", уменьшилась примерно в десять раз по отношению к исходному Уханьскому штамму. В то время как вируснейтрализующая активность сывороток, полученных в результате вакцинации мРНК вакцинами, при том же самом сравнении дает уменьшение в 30 и более раз. То есть в данном случае технология на основе аденовируса показывает результаты в три раза лучше по сравнению с той технологией, которую используют на Западе. Поэтому, скорее всего, в обновленных вариантах вакцины, которая создается сейчас Pfizer и Moderna, хотя мы не знаем подробностей, как они это создают, но скорее всего они будут использовать те наработки, которые использовали мы при создании нашей вакцины.

Неважно какую делать вакцину? Человек, который делал Pfizer, может сделать "Спутник V"?

Александр Гинцбург: Все перечисленные три вакцины совместимы.

Выбор за человеком?

Александр Гинцбург: Безусловно, выбор за человеком. Если у него есть необходимость вакцинироваться после вакцинации "Спутник V" вакциной в другой стране, где нет "Спутник V", то он может провакцинироваться Pfizer или Moderna.

Мы по-прежнему не можем говорить, что если вы вакцинировались, то вы не заболеете? Вакцина - гарантия от самого заболевания?

Александр Гинцбург: Интраназальная форма вакцины, которая уже зарегистрирована и становится доступна в регионах, по нашему предположению, - это конечно покажут исследования, - должна защищать от заражения. Вакцинированный этой формой человек не будет являться переносчиком COVID-19. Были определенные проблемы с насадками для ее введения, но Минздрав отработал с российским производителем в Санкт-Петербурге, и первые партии назальной вакцины уже ушли в регионы. В Курскую область, например, где интраназальная вакцинация граждан уже проводится.

Вакцинация бесплатна?

Александр Гинцбург: Да, конечно.

Что пожелаете читателям "Российской газеты"?

Александр Гинцбург: Не только им: здоровья, правильного поведения, стратегии и тактики в плане защиты своего здоровья. Все, кто провакцинировался, могут жить полноценной жизнью. Вакцинироваться надо раз в полгода.

А беременным? Детям?

Александр Гинцбург: Для беременных все рекомендации и наработки за два года нашими коллегами созданы. Их надо выполнять. Для детей в возрасте 12-17 лет существует вакцина, которая активно используется.