Павел Милюков. Человек, взорвавший февраль 1917-го

Почему образованнейший интеллигент и передовой мыслитель оказался историческим неудачником

Жизнь Павла Милюкова полна фантастических скоростей. Родился в один день с Вильгельмом II (1859). Не меньше 20 тыс. страниц сочинений. За 84 года - 2 покушения реальных и 2 несостоявшихся, 13 языков (со счету сбиться), от турецкого до финского, не говоря уже о латыни и греческом, скрипач - большой любитель, 5 раз в тюрьме по политическим делам (Кресты, Бутырка, Шпалерная), муж двух жен, к которым относился с неизменной радостью и уважением. И самое главное, известнейший политик, историк и публицист, громкая речь которого ("Измена - или глупость?") в Государственной Думе стала точкой отсчета Февральской революции 1917 г.

Путешествия

Казалось бы, а нам какое дело? Оставим все историкам, пусть они раскапывают, кто есть Витте, кто - Столыпин, а кто - Родзянко или Милюков. Пусть они погружаются в сотни имен и мемуаров, извлекая из них свои диссертации. Нам-то что?

Павел Милюков (1859-1943) во время выступления в Государственной Думе. 1915 год.

Что нам? Зависть. Господин Милюков, сын архитектора, дитя помещицы, тяжелой на руку, внук неудачливого золотодобытчика, всю жизнь собирал библиотеки, одну за другой, по всем толкучкам Европы. Книжник - это жизнь, полная приключений.

А еще? Лекции в Чикагском университете и Карнеги-холле, почетный докторат в Кембридже. Жизнь, забитая политическими путешествиями, на пол-Европы + Америку, полная перемен и встреч с теми, кто управляет миром. Да он и сам управлял. Жизнь, в которой - идеями и словом - он пытался всюду и везде защитить Россию, ее интересы, ее будущее как ученый, политик и публицист. Соединить все политические силы и партии, мечтая о России свободной, спокойной, с равными правами для всех, о России конституционной, образованной, состоятельной - тоже для всех.

А что еще? Уроки, идеи, мифы? Не для обозрения, а для того, чтобы мы примерили их на самих себя? Да, конечно.

С женой и дочерью. Фото: РИА Новости

Идеи

1877 г. - начало 1900-х - Московский университет, историк, ученик Ключевского, магистр, приват-доцент. Оставил известнейшие книги: "Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого" (1892), "Очерки по истории русской культуры" (1896-1903).

О чем они?

"Государственное хозяйство России".

У любых реформ, у любых решений, принимаемых властями, есть своя человеческая цена. Пример - петровская модернизация, оставившая Россию с убылью населения и бюджета. Казалось бы, простая идея - оценивать то, что происходит в истории, именно с позиций российских семей, их достатка, их умножения или, напротив, сокращения - эта идея является фундаментальной, создает всем понятную канву истории.

Эта идея объединяет двух крупнейших российских историков В. Ключевского и П. Милюкова - на все времена. Когда мы сегодня говорим "непопулярные, болезненные реформы", то забываем добавить, что таких реформ быть не должно. Любая реформа, за редким исключением хирургического вмешательства, чтобы спасти общество, должна быть ясным, понимаемым для всех механизмом роста, процветания, вести к тому, чтобы приращение сил народа чувствовалось не когда-нибудь, не как абстракция, а в короткое, обозримое время. Для таких реформ - абсолютный приоритет, именно ими должна быть наполнена жизнь такой развивающейся экономики, как Россия.

П. Милюков. "Очерки по истории русской культуры".

3 тома "Очерков по истории русской культуры".

Вот конспект: история пронизана закономерностями; они рождаются не только материальными / экономическими, но и духовными / психологическими факторами. Единица истории - "национальный организм", общество; у каждого из обществ свои особенности; общества подвержены эволюции; их эволюция (ее этапы) схожа; "национальный организм" формируется окружающей средой, другими обществами, "великими личностями"; история России - синтез европейского и самобытного; крайности, уклон в ту или другую сторону - неверны; европеизация русской культуры - неизбежна; национальное самосознание - не выдумка, оно существует, развивается, меняется, имеет закономерности в изменениях1.

"Самая коренная" черта русского национального характера - способность усваивать всевозможные черты любого национального типа2. Из православия нельзя выводить ни все достоинства, ни все недостатки русской жизни3.

И так далее - масса идей и их доказательств на почти 2 тысячах страниц. Мы и сегодня вокруг этих идей ожесточенно спорим. Эти споры не абстрактны, тот или иной их исход составляет основу российской политики, нашего будущего.

Карикатура на П. Милюкова периода Временного правительства. 1917 год.

Карьера

Может ли академический ученый стать успешным политиком? Победителем? Интеллигент в полном смысле этого слова - управлять миром? Казалось бы, может. С начала 1900-х Павел Милюков, полностью отказавшись от карьеры ученого, пробирался к вершинам власти и к ноябрю-декабрю 1916 г. стал лидером Государственной Думы.

В 1905 г. учреждал конституционно-демократическую партию ("Партию Народной Свободы"), неизменно находясь в ее ЦК, был одним из ключевых ее идеологов и журналистов, председателем ЦК в 1915-1918 гг., депутатом III и IV Государственных Дум, де-факто лидером фракции кадетов в Государственных Думах всех созывов, руководителем парламентского большинства - блока партий в 1916 - начале 1917 гг., главредом кадетской газеты "Речь" (передовица за передовицей, речь за речью). Мотался по заграницам, встречаясь с официозами, с лидерами партий, читал лекции в Чикагском университете рядом с Томашем Масариком, будущим президентом Чехословакии, публиковал книгу за книгой, на русском, на английском - все о России, всем - о России.

Ленин? "Я виделся с ним в 1903 году в Лондоне в его убогой келье"4.

Именно Милюков в ноябре 1916 г. в Государственной Думе произнес: "Во имя миллионов жертв и потоков пролитой крови, во имя достижения наших национальных интересов, во имя нашей ответственности перед всем народом, который нас сюда послал, мы будем бороться, пока не добьемся... настоящей ответственности правительства"5.

И еще он сказал - действующее правительство доверия не заслуживает.

Эта речь разошлась в миллионах экземпляров, "дала отмашку" Февральской революции вместе с голодом и холодом в Петербурге.

Это была вершина политической карьеры Милюкова, лидера 100-тысячной либеральной партии (города, средний класс), а потом, шаг за шагом, закат.

Депутаты Государственной Думы 1-го созыва, члены партии кадетов.

Закат

Не стал премьером во Временном правительстве. Министр иностранных дел, в мае 1917 г. вынужденная отставка (твердость в "войне до победоносного конца"), поддержка в августе - сентябре Корнилова (спасение страны, твердая рука) и, наконец, метания в конце 1917-го между Петроградом, Крымом, Москвой и Доном, чтобы собрать хоть какую-то силу против большевиков. После Октября был выдан ордер на его арест. 1918 г. - Киев, "за" немецкую оккупацию, "за" Скоропадского, за кого угодно, лишь бы сохранить российскую государственность без большевиков.

Комитеты, заявления, речи, бессмысленность, и - эмиграция (Лондон - Париж, 1918).

Все кончено? Нет, конечно. Газета "Последние новости" в Париже (главный редактор) + бурные общества эмигрантов + медленное, за 20 лет движение к поддержке СССР как нового воплощения российской государственности. Книги, сотни текстов.

Человек, который пытался влиять на нас до самого своего последнего дня в марте 1943 г., когда еще успел насладиться победой под Сталинградом.

И все же вопрос. Почему Милюков, сильный, обаятельный человек, политик, пользовавшийся громким успехом, интеллигентный "до мозга костей", в конце концов сам назвал себя неудачником? "Не боюсь, что в итоге моя роль окажется преувеличенной, потому что это - роль побежденного, и единственное мое оправдание в том, что я не ответственен за поражение, мной предвиденное"6.

Почему либералы (а кадеты - именно они) не смогли удержать власть в России? Почему российская интеллигенция не использовала свой шанс на политическую победу в 1917-м? И могла ли она вообще это сделать?

Временное Правительство первого созыва.

Схемы

Что мешает интеллигенции удержать власть?

Первый ответ - схемы, мифы, жесткие представления о том, как все должно быть устроено - только так, а не иначе. Неизменность схем, даже если они плохо ложатся на действительность, подрывают ее. "Я вообще был склонен к схематизму и стройности построений"7. У истории - "схематическое толкование", у исторического процесса - "философская схема"8. Как сказал как-то П.Б. Струве, "если бы политика была шахматной игрой и люди были деревянными фигурками, П.Н. Милюков был бы гениальным политиком"9.

Второй ответ - уверенность в том, что если дать народу правильные "институты", то жизнь наладится сама собой. Свобода, защита прав человека, всеобщее образование, широкий парламентаризм, ответственность властей, законность, честные суды, национальная автономия, открытые рынки. А дальше - народ сам себя устроит к лучшему, к росту, развитию, состоятельности.

Очереди за хлебом. Петроград. 1917 год. Фото: РИА Новости

В 1917 г. в России голод и холод в центрах, изнурительная война, миллионы погибших. Что сказано в программе кадетов (Милюков - лидер)? Равенство прав, свобода совести, слова, собраний, неприкосновенность личности, верховенство закона, независимость суда, демократическая парламентарная республика, широкое местное самоуправление, национальная автономия, всеобщее начальное образование, 8-часовой рабочий день, защита прав рабочих и т.п.

Война? До победного конца!

Земля? Частное владение в пределах трудовой / предельной нормы (за счет отчуждаемых государственных и "частновладельческих" земель).

Экономика? Упорядочение бюджета, снижение косвенных налогов, рост прямых прогрессивных, налог на наследство, таможенные пошлины - стимулы10.

Все это замечательно, но эта программа заведомо не могла соревноваться с простыми лозунгами большевиков, обращенными к желаниям народа.

Демонстрация в Петрограде за продолжение участия России в Первой мировой войне. Весна 1917 года. Фото: РИА Новости

Лозунги

Вот эти лозунги большевиков (сентябрь 1917 г.)?11

Власть Советам! "Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов". Из власти вычеркивается представительство имущих, средних классов. Только "трудящиеся", власть - "нам"! Будет наша власть!

Мир народам! Немедленно предложить мир.

Земля трудящимся! Конфискация помещичьих земель, передача их в заведование земельных комитетов.

Борьба с голодом и разрухой! Национализация банков и важнейших отраслей. Взять под рабочий контроль производство и потребление в масштабе всего государства. Все будет наше!

Борьба с контрреволюцией помещиков и капиталистов! Арестовать ее главарей (Милюкова, Гучкова и т.д.). Распустить контрреволюционные союзы (Госдуму). Закрыть контрреволюционные газеты.

Советы должны взять власть. Иначе - "неизбежность самой острой гражданской войны между буржуазией и пролетариатом". "За нами верная победа, ибо народ совсем уже близок к отчаянию, а мы даем всему народу верный выход"12.

В голод, холод и войну большевики обратились к самым простым инстинктам: не жди, бери себе, отними, возьми, отомсти. Наша земля, наши заводы, наши банки, наша власть.

Не "их".

Такое не перебить правами человека и всеобщим начальным образованием. Не перепрыгнуть сложными формулами раздела земли.

"Когда появились у наших врагов... - слова-шибболеты13, зачаровавшие массы, и слова все простые: мир, земля, право труда, классовая борьба, то нам нечего было им противопоставить. У нас отобрали наши слова: конституция, право, закон, для всех равный. Не было "конституции", пришла "революция"; "революция" была фактом, а "конституция" - только неосуществленным желанием ненавистного "класса"14. "На сложные рассуждения... большевики по-прежнему отвечали демагогическими призывами к примитивным инстинктам масс"15. "Вся эта упрощенная проекция ленинских геометрических линий в политическую пустоту должна была... общедоступностью и абсолютной формой утверждений и требований гораздо сильнее подействовать на массы, нежели извилистые, полные благоразумных оговорок формулы..."16.

Все так, но не только. Французский посол в России Морис Палеолог сказал в 1917-м: "Хорошие люди, эти Львовы, Гучковы, Милюковы: "серьезные, честные, разумные, незаинтересованные". Но... "ни у кого из них нет политического кругозора, духа быстрой решительности, бесстрашия, дерзания, которых требует грозное положение!". "Нужен, по меньшей мере, Дантон!"17

Большевики такой решимостью обладали.

И все-таки еще раз - в чем неудача интеллигенции?

К. Елисеев. Карикатуры на П. Милюкова в журнале "Крокодил". 1925 год.

Народ

Если вы строите "правильные институты", не выдвигая пунктом №1 интересы народа (голод, холод, собственность, война, порядок), если надеетесь, что институты сами решат со временем все проблемы, то вы их или не создадите, или они будут "псевдо", а власть у вас отнимут. То же самое - если подмените народ "государством" и будете всегда ставить на первый план развитие государственности (чувствуется у Милюкова).

Значит, вы, как политическая сила, делаете не то. Вы совершаете обычную ошибку интеллигенции, взявшей власть и находящейся в прокрустовом ложе "правильных идей". Делать только так, а не иначе. Ваша политика не отвечает интересам народа - сегодняшним, главным. Вы обязательно проиграете силам, громко сулящим народу то, что он желает.

Это понял и Милюков. "После крымской катастрофы с несомненностью для меня выяснилось, что даже военное освобождение невозможно, ибо оказалось, что Россия не может быть освобождена вопреки воле народа. Я понял тогда, что народ имеет свою волю..."18. Невозможно удержать власть в народе против его воли, против его согласия, против его понимания, что есть хорошо и что есть плохо, пусть даже он ошибается.

Ежедневная газета "Последние новости", главным редактором которой в 1921-1940 годах был Павел Милюков.

Жизнь любого человека - урок. Жизнь политика, крупнейшей фигуры в российской истории - трижды урок для нас всех. Этот урок прост - любые программы, реформы, социальные изменения должны не на словах, а на деле исходить из главнейших интересов народа, непрерывно улучшая его жизнь. Политик должен понимать эти интересы. Им должна быть подчинена его жизнь. Он не может подменять их "институтами" (формой) и правильными идеями (свобода, европеизация, почвенничество и т.п.).

У народа есть своя воля. Когда идеи и форма идут мимо этой воли или даже подминают ее под себя, как в 1917-м или в 1990-х, жди крайностей, жди социальных взрывов, жди политического проигрыша и жди великих потрясений.

А. Билис. Павел Милюков. 1931 год.
  • 1. Милюков П.Н. Очерки по истории российской культуры. М.: "Прогресс", "Культура", "Труд", 1993. Т.1. С. 36-56; 1994. Т.2. Ч.1. С. 9-14.
  • 2. Милюков П.Н. Цит. соч. Т. 2. Ч.1. С. 14.
  • 3. Там же. С. 17 - 18.
  • 4. Милюков П.Н. Воспоминания. М.: ИПЛ, 1991. С. 178.
  • 5. Последняя речь П.Н. Милюкова в заседании Государственной Думы 1 ноября 1916 г. Петроград: Трибуна, 1916. С. 27-28.
  • 6. Милюков П.Н. Воспоминания. М.: ИПЛ, 1991. С. 472-473.
  • 7. Там же. С. 106.
  • 8. Там же. С. 96-97.
  • 9. Русское слово. 1929. 9 марта. Цит. по: Чернявский Г., Дубова Л. Милюков. М.: Молодая гвардия, 2015. С. 363.
  • 10. Программа партии народной свободы (конституционно-демократической) // Съезды и конференции конституционно-демократической партии. Т. 3. Кн. 1. М.: РОССПЭН, 200. С. 659-667.
  • 11. Ленин В.И. Задачи революции // ПСС, 5-е изд. Т. 34. М.: ИПЛ, 1969. С. 229-238.
  • 12. Ленин В.И. Марксизм и восстание. Там же. С. 244.
  • 13. Ключевые слова.
  • 14. Милюков П.Н. Воспоминания. М.: ИПЛ, 1991. С. 221.
  • 15. Там же. С. 243.
  • 16. Там же. С. 226.
  • 17. Там же. С. 487.
  • 18. Цит. по: Чернявский Г., Дубова Л. Милюков. М.: Молодая гвардия, 2015. С. 407.