Ее коллекция артефактов из ресторанов старой Москвы началась с обложки прейскуранта ресторана "Россия", купленной когда-то на вернисаже в Измайлово. А до этого была редакторская работа над книгой "Москва гостеприимная", общение с коллекционерами, работа в архивах. Работа закончилась, а интерес остался. И у Титовой стали собираться фотографии интерьеров московских ресторанов, "простыни" меню, старинная посуда, реклама с "ятями", открытки...
"Дорогая мамочка! Мы сидим в номере, сегодня ели в ресторане борщ и телячьи котлетки, ходили в Кремль, сейчас идем в Иверскую часовню, - написано на открытке 1911 года с видом на Большую московскую гостиницу. - Телячьи котлетки уж очень хороши!"
Сегодня в ресторанах раздают Wi-Fi, а тогда официанты раздавали посетителям вот такие почтовые открыточки. И о котлетках узнавала страна.
Еще один "Wi-Fi". Сейчас это называется бизнес-ланч, а тогда просто завтрак, с 12 до 16, по фиксированной цене. Изучаем с Натальей меню ресторана Аферова на Варварке: в 75 копеек "укладывается" суп потофе, половина куропатки и напиток, которым могла быть водка в графинчике или в бутылке с этикеткой "Московское столовое вино". Забытое ныне попечение о клиентах, перебравших накануне "столового": крупными буквами сбоку меню написано "простокваша" (лучшее, как известно, средство от похмелья) - 40 коп.". Ее в ресторане "Прогресс" на Чистопрудном подавали в объемных фаянсовых сосудах, стоявших на тарелочке, все вместе называлось "простокваша с поддонком".
Короткое, всего на два зала, путешествие по знаменитым московским заведениям, организованное фондом "Московское время", напоминает сегодняшнему зрителю о важнейшей примете былого столичного быта, о которой мало кто рассказывает со времен Гиляровского. И на выставке одна за другой - в заметках из старых газет, в меню и рекламных плакатах, старинных фото, в кузнецовском фарфоре и бутылочках из-под капуля (непременного ингредиента соуса провансаль) и шустовского коньяка - проступают картинки из жизни старой Москвы.
На фото - настоящий терем, ресторан Крынкина на Воробьевых горах, там прямо над обрывом висела на деревянных кронштейнах терраса со столиками, с которой можно было наблюдать Москву. Под фотографиями зала кафе Филиппова на Тверской - воспоминания скульптора Коненкова о том, как он лепил для кафе кариатид, от которых только эти воспоминания и остались.
А вот новость из газеты 1896 года: "в Петровском парке открылось обновленное увеселительное заведение "Мавритания", среди новинок - кухня с прозрачными окнами, через которые можно наблюдать за приготовлением еды" (прообраз современных кулинарных шоу, только наверняка живописней). Такой вот крохотный серебряный соусник назывался "эгоист", так как был рассчитан только на одного гостя ресторана отеля "Деловой двор". Цветная карикатура "Тоже война": хозяева ресторанов "Эрмитаж" и "Аквариум" обстреливают друг друга ... дамочками в сомнительных нарядах - намек на то, чем заведения пытались взять москвича.
А владелец того самого "Яра" (ресторан располагался в здании нынешней гостиницы "Советская") Алексей Судаков лично курировал культурную программу заведения, отслеживая тенденции, приглашая проверенных артистов и одновременно не боясь экспериментов. В афише "грандиозной концертной программы" упомянуты "первые в мире гимнасты-гладиаторы", "единственные жонглеры на коньках" и главная новинка программы - "рассказы-миниатюры г-на Редера", этакий стендап из 1910 года.
Однако, в жизни московских ресторанов часто случались и коллизии, вовсе невозможные сегодня. Счет ресторана "Золотой якорь" со списком поданных блюд был оплачен не полностью - вместо 12 рублей погулявшая компания отдала 10. В таких случаях заведения либо довольствовались обещаниями доплатить, либо - прощали должникам, опасаясь скандалов. Репутация была дороже.
У "Мавритании" этих обещаний накопилось на десятки тысяч рублей. И великолепный ресторан разорился.